Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Шопен, Танеев, Малер, Десятников и др. в МЗК (фестиваль "Возвращение")

В этом году я прям "невозвращенец" - после незадавшегося (по вине публики на сто процентов) новогоднего концерта во Дворце на Яузе мы за весь фестиваль только раз забежали уже на вторую половину второго отделения одной из программ, послушали квинтет Бетховена, в превосходном исполнении, но Бетховен - это совсем не то, ради чего хочется и стоит приходить в скрипучий МЗК. От начала до конца достался только последний фестивальный вечер, закрытие, с программой неровной, но в целом хорошей. В первом отделении сначала Вадим Холоденко и Михаил Мордвинов играли восхитительное Рондо для двух ф-но Шопена, а потом Бровцын, Андрианов, Кацнельсон и К потрясающе исполнили квинтет Танеева. Музыка Танеева если и звучит, то, как правило, вокальная, инструментальная же, камерная - практически нет. Между тем этот квинтет - произведение почти оркестровой мощи, и очень своеобразный. Привык считать Танеева второразрядным композитором 19-го века, небезосновательно пребывающим в тени Чайковского - а не так все просто. В квинтете некоторые эпизоды, особенно лирические и восторженно-пафосныые, отдвали приторным наигранным мелодизмом не Чайковского даже, а Рахманинова, но иные моменты чуть ли не предвосхищали Шостаковича. И если не по языку, то по структуре, по музыкальной драматургии это сочинение 1911 года (написанное за четыре года до смерти автора) - в полной мере музыка 20-го века. Во втором отделении шли вещи не менее раритетные, но не все одинакового качества. Хотя свежайшая, 2012 года, и премьерная Сицилиана Леонида Десятникова меня порадовала - не поразила, не удивила, но слушать приятно, пусть это характерная для него "сувенирная" музыка, стилизованное барокко, старинная гармония, разложенная на элементы тембрального "спектра" и звучащая как бы "современно", но без кричащих диссонансов, а мило и где-то даже весело. Чего не скажешь про сонату для ударных и виолончели Виктора Суслина (фамилия его мне попадалась раньше в перечне "хренниковской семерки", но там были и более громкие имена, а музыки никогда не слышал - оказывается, он умер в минувшем году, но сочинение создано еще в 1983-м, написано уже в Германии, в эмиграции) - обыкновенный "театр звука", и не сказать чтоб сильно занятный, с единственной кульминацией, сначала звуковая волна нарастает, потом сходит на нет, виолончельная партия звучит лирично на фоне не слишком широкого набора ударных - ничего, в общем, особенного. Чик Кориа - абсолютно новое для меня имя в программе, поскольку джаз ни в каком варианте я почти не слушаю, его "Addendum" ("Приложение") из альбома "Детские песни" - игривая камерная миниатюра, не особенно меня заинтересовавшая. Две из пяти песен Малера на стихи Фридриха Рюккерта (1901-02), "Я потерян для мира" и "О, нет, за красоту ты не люби меня" пела сопрано София Фомина под аккомпанемент Ксении Башмет - самый слабый номер вечера, при том что песни Малера, конечно, чудесные, но голос солистки звучал блекло, а Ксения Башмет и в качестве аккомпаниатора не тянет. Под конец "малым оркестром" сыграли Джазовую сюиту Мартину (1928), четырехчастную, к джазу имеющую почти такое же отношение, как десятниковская Сицилиана - к барокко, то есть академическая стилизация, очень тонкой выделки штучка, но без затей - для финала концерта и фестиваля годится.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments