Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Мой парень - ангел", реж. Вера Сторожева; "Небо над Берлином" реж. Вим Вендерс

Посмотрел наконец-то "Мой парень - ангел" Сторожевой, который год назад моментально исчез из проката (кто жа на такое пойдет за деньги), и вот всплыл, как говно в проруби, посреди праздничного телеэфира. Артур Смольянинов в роли ангела - это, что говорить, концептуально. Если таково представление авторов картины об ангелах... Впрочем, для них это скорее халтурка - и для режиссера Сторожевой (уже не первая), и для сценариста Назаровой (сочинительницы православных драм вроде "Дочери", где провинциальный "батюшка" знает про серийного убийцу, но связан тайной исповеди, вот и терзается сумлениями), а Смольянинов как будто бы популярный артист, а не потому что на ангела похож - ну какой он популярный, сборы в прокате показали. Но не в Смольянинове дело, понятно, что "Мой парень - ангел" - обыкновенная шняга про ангела, который людям должен помогать и специально для этого послан, но почему-то ничего про людскую жизнь не знает (при том что, как говорит персонаж Смольянинова, "в Россию только самых сильных и выносливых ангелов отправляют", то есть для России и ангелы существуют какие-то отдельные). Но если перебирать другие фильмы с участием персонажа-ангела, нормальное кино, не на коленке сделанное - все равно остается осадок. "Чудесный визит" Марселя Карне - к внешнему виду ангелочка там не придирешься, он изначально еще и обнаженным является, потом уж его одежонкой прикрывают. А все-таки фильм хоть и симпатичный, но слабый, особенно для такого выдающегося мастера, как Карне. Ну я уж не говорю там про каких-нибудь "Ангелов в Америке" - там ангелы травестишные. Впрочем, почти всегда так - чтобы вывести ангела в качестве персонажа на киноэкране, надо, видимо, очень мало верить или не верить совсем в их реальное существование, в их физическое бытие и присутствие в мире. Стал вспоминать польские картины, где появлялся бы ангел - не вспомнил ни одной, то есть наверняка есть и такие, но я не видел, при том что соответствующий мотив в польском кино присутствует очень внятно, только реализуется не через ряженых артистов, а совершенно иными средствами. Накладные крылышки к "Галерьянках" Катажины Росланец, парашют в "Надежде" Станислава Мухи, вертолет в "Рае" Тыквера по сценарию Кесьлевского и Песевича - приспособления чисто человеческие, материальные и в большей или меньшей степени нехитрые, но в том и суть искусства, чтоб через материальное показать нематериальное. А ряженый ангелочек - это так пошло.

Собственно, накладные крылышки в "Небе над Берлином" Вендерса тоже присутствуют, но именно как цирковой атрибут - в них выступает воздушная акробатка, в которую влюбляется один из падших ангелов (ему кого-нибудь попроще бы, а он циркачку полюбил!). Сами же ангелы у Вендерса - потасканные мужики более чем средних лет и несколько алкоголического вида, что, безусловно, входит в авторский замысел. Бродят по разделенному изрисованной граффити стеной Берлину, по окрестным пустырям и свалкам, подслушивают чужие мысли. Еще один бывший ангел - актер Питер Фальк, играющий самого себя - по сюжету тридцать лет назад он сделал выбор в пользу плотского существования. Но Фальк - единственный элемент, вносящий в медленный, черно-белый, вылизанный фильм ноту самоиронии. Между тем каравальные ангелы если и уместны, то в ироническом контексте, в комедиях типа "Между ангелом и бесом", "Догма", или в замечательном фильме Яньеса "Нет вестей от Бога", где тоже вслед за Вендерсом режиссер играет с цветом картинки, а заодно и с языком (в аду, раю и на земле говорят на разных, но неизменно европейских наречиях). Ну в крайнем случае в сопливых мелодрамах, как в "Городе ангелов", который номинально считается римейком "Неба над Берлином", хотя кроме того, что ангел из интереса к земной девушке отказывается от горнего мира в пользу дольнего, ничего общего между ними нет, и Николас Кейдж, если уж на то пошло, обладает внешностью немногим более ангельской, чем Артур Смольянинов. В "Мой парень - ангел" Смольянинов, между прочим, тоже является героине уже в земном воплощении, как приятель ее отца, так что и этот опус можно считать если уж не римейком "Неба над Берлином", то еще одной вариацией на тему. "Женщина сделала из меня человека" - говорит герой фильма Вендерса. Учитывая, что человеком она его сделала из ангела, достижение сомнительное. Человек приговорен к плоти, к своему уродливому (в большинстве случаев) и смертному (неизбежно) телу в результате первородного греха, освобождение от плоти, таким образом, в христианской культуре и есть главный, если не единственный смысл человеческой жизни. А в современной поп-культуре, наоборот, даже ангелы стремятся обрести материальное тело, испытывать плотские ощущения. И ладно бы Вендерс, западный либеральный интеллектуал, отказывал нематериальному миру в пиетете, но ведь, что характерно, и доморощенные православные сказочники туда же.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments