Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"9 месяцев, 40 недель" в Театре.док, реж. Алексей Куличков и Сергей Шевченко

Редкий для Дока образец "позитивного" спектакля - не совсем беспроблемного (тема - материнство, и, в частности, роды, а значит - хамство и недостаточная квалификация персонала, плохая оснащенность роддомов, разное отношение к платным и бесплатным роженицам, наконец, нежелание рожать и невозможность родить, а также случаи смертности - все это так или иначе присутствует, не определяя общего настроения), но в целом, в отличие от большинства доковских проектов последнего времени, не ставящий вопрос ребром: Путин или жизнь?. Причем "позитив" меня, вообще-то, напрягает и раздражает, поскольку совершенно не соответствует моему собственному взгляду на действительность (я, правда, не считаю, что невыносимой мою жизнь делает лично Путин, а без него мне сразу похорошеет, но это уже детали). Однако уникальность "9 месяцев" скорее в том, что его "позитивный" заряд попадает в цель и, в общем, убеждает, да еще на материале, казалось бы, не всякого затрагивающем напрямую. То есть рожают, конечно, всех, но не все, к счастью, иначе деваться было б некуда. Меня точно не умиляет материнство как таковое - я долго размышлял, что у меня вызывает большее отвращение, дети или старики, и пришел к выводу - беременные бабы. А спектакль смотрел все-таки с увлечением и не без удовольствия, невзирая на чисто организационные неудобство (точно теперь заболею после подоконника).

Прием простой - парни играют беременных женщин. Простая композиция - сценки-диалоги перемежаются нехитрыми спецэффектами вроде выстреливающей красными сердечками хлопушки или задорной песенкой "Я, мама, лезу, лезу, лезу сам". Набор типажей обыкновенный - первородящая, повторно родящая, старородящая, ожидающая, вип-родящая, ну и медсестра. Но исполнители (а практически все - артисты состоявшиеся, но как будто заново открываются: Сергей Шевченко, Алексей Черных, Михаил Руденко, Евгений Антропов и остальные) с таким азартом, не сбиваясь с ритма, разыгрывают документальную пьесу, немного при этом заставляя вспомнить Гришковца с его исповедальной проникновенностью, немного - эстрадный юмор (нормального качества). Нарочитый наив - использование кукол-пупсов, хлопушки-сердечки, песенки - лишний раз подчеркивает, что для героинь, независимо от того, хотят они родить и не могут или могут, но не хотят рожать, первый раз они это делают или последний, все очень серьезно. Можно же, значит, и о том, что считается серьезным, говорить без надрыва и без пафоса, без сарказма даже, а с неожиданной иронией. Тут грань между шуткой и суровой правдой жизни тонкая: может, формула "как клизма пройдет, так и роды" и не универсальна, но раз существует подобное наблюдение - стоит его хотя бы иметь в виду.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments