Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Анна Каренина" реж. Джо Райт

Попытка серьезной, вдумчивой, с приникновением в сущность первоисточника британской экранизации Толстого наверняка обернулась бы в лучшем случае трогательной в своей наивности херней типа "Онегина" Марты Файнс, а так, в театральных декорациях, с подчеркнуто условной пластикой и гримом исполнителей, все смотрится неплохо, и идея поместить героев романа как бы внутри огромного старого театра, с дощатыми подмостками, бархатными креслами зрительного зала, рампой, кулисами и разыграть толстовские интриги на фоне картонных рисованых задников выглядит милой, затятной. Перекрученные, кучкой наваленные кишки чумазого железнодорожника на вокзальных рельсах, пускай имитация, но очень натуралистическая - единственная, кажется, и не очень понятная "клякса" на глянце, в остальном все сладко да гладко. Другое дело, что технология приема раскрывается в первые десять-пятнадцать минут, и дальнейшие два часа могли бы скрасить, например, музыкальные номера - в сущности, "Анна Каренина" Райта по формату и стилистике представляет собой киномюзикл, откуда зачем-то изъяли зонги, не считая время от времени возникающих "Во поле береза стояла" и "Вдоль по улице метелица метет", зато уж эти шлягеры распевают все, от крестьян-косарей до офицеров-аристократов. Некоторые эпизоды в заданной стилистике тем не менее получились явно более эффектными, чем если б их снимали в традиционном реалистическом ключе, и прежде всего - сцена скачек: лошади пробегают по авансцене из кулисы в кулису, и Анна на бельэтаже заходится в истерике, когда Вронский на Фру-Фру падает в партер, перемахнув через рампу. Но в целом театральная условность экранизации мне показалась не концептуальной, а вынужденно-компромиссной, следствием некоторой безысходности: костюмный блокбастер не потянем - тогда давайте сделаем арт-кино, не хватает денег и мощностей на Спилберга (при том что Стоппард писал сценарии и для Спилберга непосредственно, он умеет и туда, и сюда) - сочиним что-нибудь в духе Кена Рассела. Однако для, фигурально выражаясь, Кена Рассела опусу Джо Райта не помешало бы побольше откровенного трэша, но его "Анна Каренина" при всей условности чересчур аккуратно, с ложным уважением относится к Толстому и его книжке (лично у меня ни одна фигура в истории человеческой культуры не вызывает большего отвращения, чем Лев Толстой, но это, допустим, только мои проблемы и ничьи больше, ни Джо Райта, ни тем более самого Толстого не касающиеся). Обсуждать актерские работы при таком раскладе и вовсе бессмысленно, тут должно быть "чем чуднее, тем моднее", и оттого Джуд Лоу в накладной (а может и взаправду отросшей) бороде, представляющий Каренина чуть ли не святым страстотерпцем в его искренней, бескорыстной и всепрощающей любви к Анне, вписывается в "театральную рамку" куда менее органично, чем показательно ряженые Кира Найтли и особенно Аарон Джонсон. Хоть бы хеппи-энд дорисовали, что ли - какое-то смысловое оправдание заданному стилевому формату. В существующем виде "Анна Каренина" Райта - произведение декоративно-прикладного характера, во всяком случае, скорее чисто изобразительного, нежели киноискусства. О, кстати - припоминаю, что на выставке видеоарта в Галерее на Солянке несколько лет назад показывали ролик, где Кира Найтли в старинном платье бегает среди стриженых кустов паркового "зеленого лабиринта", практически такого же, какой можно видеть теперь в "Анне Карениной". Скорее всего, для того видео как раз нарезка из съемочного материала к фильму и использовалась, чтоб, значит, добру не пропадать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment