Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Горе от ума" А.Грибоедова в "Современнике", реж. Римас Туминас

Ни много ни мало - пятый раз смотрел. Для меня это не новый рекорд, но повторение единожды поставленного (что, однако, имело место много лет назад и в Ульяновске, где не штука глядеть одно и то же до посинения, выбора-то нет), да и назло рекордам - я не ради спортивного интереса хожу на этот спектакль, а тогда иду, когде хочется, ну просто физическая необходимость возникает в организме гарантированно пережить восторг. Последнюю такую попытку предпринял в июне, но крайне неудачно - сначала отменили спектакль, то есть уже рассаженной в зале публике, едва открылся занавес, Гармаш объявил, что кто-то у них там заболел, гипертонический криз и т.п., в общем, играть не могут, а потом и все остальное в том день пошло наперекосяк - а то ведь нынешний просмотр был бы уже шестой, потому что пять в данном случае - не предел. Кроме того, за два с половиной года, что прошли, как я видел туминасовское "Горе" последний раз, случились некоторые события и внутри спектакля, а именно - из театра и, соответственно, из постановки, а также от Стебунова ушла Марина Александрова, игравшая Софью Фамусову. Александрова в роли Софьи с самого начала была столь ужасна, что только с четвертого "подхода" я к ней попривык и она меня перестала раздражать.

Новая Софья Пална - Елена Плаксина, которая, помимо того, что в принципе как актриса на порядок выше Александровой (что и немудрено, Александрова просто бездарность), делает образ намного интереснее, ее героиня - зрелая, мудрая Софья, в чем-то оказывается близка к Татьяне Лариной - кстати, Туминас теперь как раз работает с "Евгением Онегиным", но уже, конечно, у себя в Вахтанговском. Другой вопрос, насколько Плаксина вписывается в готовую структуру постановки, существующей - я видел ее впервые на предпремьерном прогоне, оттого страшно сказать - больше пяти лет. За это время ее успели посмотреть все и даже Путин, который высказал театру замечание по поводу того, что Чацкий у них плачет - сейчас, наверное, он просто б назвал его садомазохистом, в чем, пожалуй, не ошибся бы. Так вот Плаксина хоть и лучше Александровой чисто по актерской технике, ничего принципиального в спектакль не вносит - и это лучшее, что она может сделать. Стебунов в отсутствии Александровой как-то освободился, раскрепостился. О Евгении Павлове невозможно не пролепетать что-нибудь лишний раз, настолько безупречно воплощает он в своем Петрушке дикое, животное, русское естество. Говорят, спектакли со временем меняются - расхожая демагогия из той же серии, что и "спектакль нельзя смотреть на премьере", особенно любимая уродливыми недоебанными критикессами в возрасте и с больной фантазией, вечно толкующими про "атмосферу" и "послевкусие". Спектакль, однажды придуманный режиссером, тем более выдающимся режиссером, меняться не может, а если режиссер спустя какой-то срок сам в нем что-то меняет, то это уже новый спектакль, пускай на том же самом материале и с теми самыми, даже, исполнителями. От представления к представлению спектакль может отличаться только степенью точности воспроизведения режиссерского замысла - то есть, грубо говоря, несовершенством воплощения. Но в случае с "Горе от ума" Туминаса и Гармаш по-прежнему, словно на прогоне, безбожно перевирает грибоедовский текст ("графиня Марья Алексевна" - честное слово, неудобно перед школьниками, которых не в огромных количествах, но все-таки приводят), а замена отдельных исполнителей (я трижды видел Аверьянова в роли Репетилова и дважды, включая последний раз, Древнова; видел Шальных в роли и Хлестовой, и Скалозуба - он был очень смешной, но тоже покинул "Современник") разве что оттенками разнообразит целостный, монолитный режиссерский замысел.

А вот обстановка между тем слегка изменилась - то есть ничего в итоге не произошло за два с половиной года после того, как я видел "Горе от ума" в последний раз, но какие-то события вокруг все же случались. Нашествие чацких на Москву, например - и не единичные случаи, а массовые, что-то вроде саранчи. Хотя вот ведь казалось бы, двести лет назад еще замечено, и Туминас прекрасно это уловил - нечего тут вольность проповедовать. Сидят себе у печки, жопы греют, угарным газом дышат, и дым отечества им сладок и приятен - оставьте же в покое, а если это оскорбляет ваши чувства - двигайте дальше. К Стебунову много предъявлял и по недомыслию продолжают предъявлять претензии, что он невнятно проборматывает монологи своего героя и смысл, да и сам текст их теряется - но режиссером так и задумано, проповеди Чацкого здесь изначально лишены смысла, это всего лишь дежурные фразы, пускай и остро отточенные. Чацкий у Туминаса - не резонер, но комический простак (что, как ни странно, вернее всех профессиональных критиков подметил простой зритель Владимир Путин, хотя и не согласился с подобным подходом, благо имел возможность поспорить с создателями спектакля непосредственно), залетел на денек, пошумел - и был таков. Хлестаков в туминасовском "Ревизоре" - тот хотя бы не согрел, так хоть осветил, ослепив на мгновение своим нездешним сиянием, а Чацкий - и не греет, и не светит, дымит только импортной сигаркой (вообще это, может, самая "крамольная" с либерально-интеллигентской точки зрения мысль Туминаса: Хлестаков для туземцев предпочтительнее Чацкого). Приехал - и давай балаболить свои интеллигентские расхожие благоглупости, в которых и внутри-то полно противоречий (Чацкий как "патриот" обличает "низкопоклонство" перед "инородцами", но одновременно он и "западник", приверженец европейских порядков и ниспровергатель местного уклада), а с окружающими его дома реалиями они совсем уж никак не соотносятся на практике, так и остаются "опасными" мечтами. Да еще и удивляется, что его "уму" тут одно только "горе", что его не ждали, что его не ценят, что его велеречивое пустословие никому неинтересно, что милее родные забавы, вульгарные на вкус "русского европейца", зато такие привычные. Чацкий еще всех этих, которые книжки на дрова рубят, благодарить должен, что ноги ему позволили унести.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments