Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Криминальное чтиво" реж. Квентин Тарантино в "35 мм"

Изумлению моему не было предела, когда выпущенный в повторный прокат фильм почти двадцатилетней давности пошел при полных аншлагах, за несколько часов до сеанса в малом зале не оставалось ни одного свободного, незабронированного места. Сейчас, в большом зале, попросторнее, но публики все равно немало - и ведь если уж не сто, то девяносто процентов приходящих видели картину, а может и не по одному разу. Конечно, я тоже видел, но пересмотреть решил больше из спортивного интереса, к тому же когда в середине 1990х "Криминальное чтиво" появилось на видеокассетах, ужасного качества изображение, жуткий закадровый перевод (но как ни странно, в отдельных случаях более выразительный - к примеру, тогда подружка Буча-Уиллиса предпочитала животику пузико, а в нынешних субтитрах животу животик, разница значительная), это было, в общем, не то кино. И тем не менее тогда оно производило неизбежно большее впечатление - нет, два с половиной часа в кинозале дались мне относительно легко, но все-таки по-настоящему сильным показался только момент с уколом адреналина в сердце, остальное - скучновато, даже те места, которые мне вспоминались не сразу.

Понятно, что когда я "Чтиво" смотрел впервые, не только форма казалась новаторской, но и сам материал совершенно непривычным. Молочный коктейль за 5 долларов - в эти леты мы не слыхали, что такое молочный коктейль и сколько он на тот период мог стоить в долларх. Гамбургеры, которые персонажи фильма жрут всю дорогу как не фиг делать - и те в новинку, деликатес, чуть ли не контрабандный товар, что ж говорить про остальное. Как ни странно, наркотики на экране после перестроечного и пост-перестроечного кино были привычнее, чем бургеры и коктейли. А сегодня кажется, что в "Криминальном чтиве" по части содержания, во всяком случае, ничего нет такого, чем не было бы в каком-нибудь несчастном "Духлессе", блистательные же балабановские "Брат-2" и "Жмурки", кино не мертвое, как у Тарантино, но живое, кино не про кино и даже не про людей в определенных обстоятельствах, а про нечто большее, оставили вымученные тарантиновские поделки далеко позади.

При этом, безусловно, "Криминальное чтиво" породило свой миф, свой культ и свой, новаторский для того времени, а ныне вышедший в тираж жанровый формат. Но осталось и в заложниках у этого мифа, у этого культа. Примерно как с "Броненосцем Потемкиным" Эйзенштейна - неоспоримый шедевр, и стоит пересматривать иногда, но не просто же как кино, а как часть истории скорее. Вот и "Криминальное чтиво" представляет интерес как часть истории - и истории кинематографа, и общей истории, и, в частности, истории западной цивилизации (все-таки недаром Тарантино обошел тогда Михалкова с его "Утомленными солнцем" в Каннах - мыслимо ли представить, чтоб комдив Котов в лагере проносил пять лет часы в жопе, чтоб когда придет время идти с голыми руками на цитадель, вручить их дочке для поднятия патриотического духа?). Но я подумал - а выпустил бы кто сейчас в повторный прокат "Скромное обаяние буржуазии", "Холодные закуски", "Фанни и Александр", "Контракт рисовальщика" - ведь для многих из тех, кто по второму, или по бессчетному разу рвется сдуру на позавчерашнего Тарантино, такие вещи могли бы стать настоящим откровением.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments