Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Я тоже хочу" реж. Алексей Балабанов в "Пионере"

Плохих фильмов у Балабанова нет, ни одного из почти полутора уже десятков. Но "Я тоже хочу" у меня вызывает особую теплоту. Пародийно-полемический по отноошению к "богоискательскому" кинематографу опус сделан с такой легкостью, в такой гениальной простоте, что каждая его минута вызывает эйфорию на физиологическом уровне. При этом Балабанов не ставит целью пародировать конкретно "Сталкера" Тарковского, тем более адресно полемизировать с "Мишенью" Зельдовича или "Счастьем моим" Лозницы (последних Балабанов, может, и не видал вовсе - зачем ему, чукча не читатель), он рассказывает свою историю, просто невероятно остро ощущает и культурно-исторический, и актуальный контекст на уровне скорее бессознательном. Герой Олега Гаркуши (соответственно, весь фильм идет под песни "Аукцыона") - Музыкант, так его зовут остальные, по крайней мере. В бане он встречается с другом-бандитом и тот рассказывает услышанную от своего духовника историю про "колокольню счастья", расположенную в зараженной зоне, где сильная радиация после загадочного электромагнитного удара образовалась. Православный бандит только что положил четырех человек, но успел исповедаться, причаститься и теперь культурно пьет в бане пиво под сушеную воблу. Из "колокольни", якобы, можно прямиком попасть в "счастье", хотя никто не знает, что это может значить, и к тому же берут туда не всех, а те, кто приходит, обратно живыми не возвращаются. Отец Сергий, о котором толкует бандит со слов отца Рафаила, вернулся, но через четыре дня помер от облучения. В своих перспективах бандюк, однако, не сомневается. "Я тоже хочу" - говорит музыкант и вместе они отправляются в "зону" к "колокольне счастья", попутно вызволяя из наркодиспансела еще одного попутчика-алкаша, а тот должен прихватить с собой отца-маразматика.

Простенькая фантасмагория вместе с тем дорогой обрастает характерными для Балабанова бытовыми деталями. Бандит всюду тычет корочками офицера МВД - и с неизменным успехом, поскольку мента и впрямь от бандита не отличить (впрочем, безотносительно к фильму, это только менты все одинаковые, а бандиты бывают разные, порой очень приличные, достойные люди). Впрочем, "смаковать мерзости русской жизни", в чем продажные бездари от кинематографа любят упрекать своих чуть более талантливых коллег, Балабанову незачем, настолько он выше тех и других. Он, как всякий большой художник, просто рассказывает сказку. Вот едут музыкант, бандит, алкаш и маразматик к "Колокольне счастья", пьют водку из горла, базарят за жизнь, глядь - девка у обочины стоит: "Куда тебе?"-"Все равно"-"Надо взять" - и садится Любовь, а как еще могут звать придорожную проститутку, закончившую философский факультет, к ним в машину. Правда, на шлагбауме перед "зоной" ее высаживают и дальше она по снежку "ядерной зимы" мимо разбросанных мертвых тел бежит голая - над ней пошутили, а она и поверила, но ничего, с трупа сняли тулуп, отогрели. По мерзлой "зоне" бродят коровы. "А почему же коровы не дохнут?" - возникает резонный вопрос, тут же озвучивается и ответ: "Так они ж не люди".

Все это не столько страшно, сколько весело. Начиная с мальчика-предсказателя Петра, которого в прологе интервьюирует Авдотья Смирнова, корреспондент телепрограммы Сергея Шолохова "Удивительные люди" - мальчик, который первым в фильме рассказывает об ином мире, где "есть счастье", потом попадается героям на пути к "колокольне", но его "берут", он и дойти не успевает. "Берут" и музыканта - а православного убийцу нет, и удрученный, он встречает в "зоне" собственной персоной кинорежиссера Балабанова - "я тоже хочу", и его тоже "не взяли". Но никто не ходит со свечками и не читает стихов. Но, допустим, "счастье", твое и мое - это некая абстракция, и у каждого оно свое, одного на всех не бывает. Зато несчастье - общее. Вырваться из русского ада мечтает каждый - музыкант и кинорежиссер, бандит и мент, проститутка-философ и даже, наверное, Авдотья Смирнова с Сергеем Шолоховым "тоже хотят". Потому что в этой проклятой "зоне" с ее "ядерной зимой" жить невозможно. А почему же русские не дохнут?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments