Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"007. Координаты Скайфолл" реж. Сэм Мендес

- Читал ваш некролог обо мне.
- И как?
- Плакал.
- Знала, что вам не понравится.

Картина распадается на три неравные и неровные части. Действие первой начинается в Стамбуле, там Бонд-Крейг с напарницей-негритоской, как обычно, за кем-то гоняются, но когда на крыше товарняка экскаватор давит гусеницами "жуки"-фольксвагены, а ковшом одновременно проламывает потолок впереди идущего пассажирского вагона, то кто гонится и за кем не более важно, чем то, кто в пассажирском вагоне сидит. Важно в данном случае, что по приказу М. негритоска стреляет и, промахиваясь, вместо врага попадает в Бонда - да и то не принципиально, потому что Бонд, подобно умирающему и воскресающему в новых воплощениях мифологическому герою (на финальных титрах фильма выскакивает блямба: "Джеймс Бонд 50 лет вместе с нами"), выплывает невесть каким образом к тропическому острову, где его поджидает полуобнаженная прекрасная дева - впрочем, с полуобнаженными девами в новой части сериала напряженка, повсюду, видать, опасаются растлить юных зрителей, предпочитая их обирать. Долго ли, коротко ли, но Бонд возвращается к Лондон и желает снова приступить к службе, хотя давно не в форме, да не в форме и сама служба: новая метла в лице недодуманного персонажа Рэйфа Файнса метет по-новому, а старуха М., прежняя Джуди Денч, не желает сдаваться. Тем более врагу из собственной среды. Вторая часть посвящена поиску и поимке бывшего агента, мстительного психопата в блистательном, но несколько предсказуемом исполнении Хавьера Бардема (он уже играл что-то подобное, и неожиданным был в "Старикам тут не место", а здесь повторяется, хотя крашеный маньяк из него хорош, особенно когда вытаскивает вставную челюсть). Столь же предсказуемо и то, что предатель лишь позволяет себя поймать, чтобы поближе подобраться к своей истинной цели - М., которая в свое время его сдала. Взрыв в здании в МИ-6 (служба в итоге перебирается в бывший бункер Черчилля), затем перестрелка в правительственном офисе - все это как бы свидетельствует о том, что настали иные, чуть ли не последние времена: Джеймс Бонд всегда был персонажем сказочным, но и в сказке прежде нельзя было помыслить, чтоб враг громил и убивал прямо в центре Лондона. Условным финалом второй части можно считать выступление М. со стихотворной цитатой из Теннисона, увенчанной - честное пионерское - девизом "бороться и искать, найти и не сдаваться". Наконец, в третьей части расставляются эстетические и сюжетные приоритеты: старые кони обещают не испортить новой борозды, Бонд увозит М. в свое родовое поместье Скайфолл, где их поджидает пожилой бородач-егерь (Альберт Финни), и только втроем они будут противостоять полоумному мстителю с его бандой.

Вроде все просто. Вот новый Q - симпатичный Бен Уишоу, изображающий ботаника-очкарика - утверждает, что сидя в пижаме перед ноутбуком, способен нанести больший урон врагу, чем старина Бонд. Однако практика показывает, что бегать и стрелять иногда тоже необходимо, иначе ноутбук не поможет, а то и попадет не в те руки, что, собственно, и случилось: завязкой сюжета служит похищение из базы МИ-6 данных на всех секретных агентов, внедренных в разные террористические организации. И М., выступая с отчетом перед правительственной комиссией, прежде, чем завести стихотворную шарманку, говорит о том, что новых врагов нет на карте, это не страны, а отдельные люди. Беда, что только в сказке про Бонда новые враги цивилизации - отдельные люди, а в действительности - враги старые, уже давно известные и страны, и религии. Но агенты на секретной службе Ее Величества с лицензией на убийство вместо того, чтобы убивать русских, арабов, пакистанцев и тому подобное, играют в игры и рассказывают сказки - во всяком случае, в кино, при том что Бонд, который "50 лет с нами", создан был не для этого. "Координаты Скайфолл" демонстрируют, что Бонд снова в строю - но зачем он сегодня нужен? Убили-таки старуху М., и остался от нее только уродливый мопс с британским флагом на спине (в связи с чем можно вспомнить известное выражение "рвать жопу на британский флаг"), а новой Манипени стала та самая негритоска, которая стреляет плохо. Бонд тоже вернулся в строй - к борьбе все готовы, а с кем бороться так, чтоб на кассовых сборах не отразилось - непонятно, Бардема ведь тоже в следующую серию не засунешь, ему Бонд в спину нож метнул - и кранты, он же не умирающее и воскресающее божество. Да и на самого Бонда уже глаза бы не глядели - более убогой его инкарнации, чем Дэниел Крейг, еще не бывало, но проблема, понятно, не в Крейге, а в том, что сам герой не ко двору.

Кое-какая мелочь меня зацепила: когда Бонд и М. приезжают в Скайфолл, в старинное семейное владение в Шотландии, где похоронены погибшие родители ("лучшие агенты получаются из сирот" - походя замечает М.), старый егерь показывает древний подземный ход, ведущий из особняка к болотам, и напоминает, что лаз построен еще во времена Реформации. Так выходит, Джеймс Бонд - католик, что ли? Не припомню, чтоб в предыдущих частях встречались намеки на это любопытное обстоятельство. А судя по имени матери на могильной плите, он еще и француз наполовину, по женской линии - тоже занятно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments