Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Вальтрауд Майер в КЗЧ, НФОР, дир. Владимир Спиваков: Шуберт, Вагнер, Шенберг, Рихард Штраус

У крыльца спекулянты продавали "на Спивакова" - оно и понятно, но я бы "на Спивакова" без Майер не пошел даже при той же самой программе, а программа - будто по заявкам. Среди всех местных дирижеров, имеющих официальный статус и собственные коллективы, Спиваков, по-моему, отличается какой-то особенной "антимузыкальностью", навевающей ассоциации с анекдотом про Брежнева: "когда на кладбище заиграла музыка, я единственный догадался пригласить даму на танец". Вечно у него там, где необходим пафос - идиллия, вместо бури - наоборот, штиль, аккуратность и точность убиваются ресторанным надрывом, слова но нарочно, и ведь это не "интерпретация", потому что любая интерпретация предполагает аргументированную логику, а у Спивакова - как вышло так и пошло. Для опусов митрополита Иллариона, положим, большего не требуется, особенно Владимиру Теодоровичу как русскому интеллигенту и человеку истинно православному, но Вагнер и Шенберг - дело другое. И поначалу, в 4-й "Трагической" симфонии Шуберта, специфика спиваковской манеры проявлялась по полной: то занудно, то сумбурно, в некоторых эпизодах оркестр прямо рассыпался у него под руками. О "Просветленной ночи" Шенберга во втором отделении и говорить нечего - я дома слушаю только попсу, и один из немногих дисков академической музыки, которые я у себя держу (помимо большой коллекции Прокофьева, конечно) - именно "Просветленная ночь", одна из самых моих любимых "музык", в одном ряду с Адажио для струнных Барбера, 2-й частью 2-го скрипичного концерта Прокофьева и нескольких еще вещей чудесных, когда нельзя понять, как, из чего, да и кем они сделаны, сотворены. Диск с "Просветленной ночью" я когда-то выпросил в подарок, но целенаправленно Шенберга, и только эту вещь, чтобы всегда ставить, когда хочется, так что Спиваков со своим видением ("слышанием") "Просветленной ночи" мне пришелся как ножом по сердцу. А тетенька понравилась - немолодая уже, а наверное, очень хороша в полноценных, концептуальных, современных оперных постановках: умеет подать музыку в стилистике автора и себя в этой музыке, а при этом не паясничает, выступает строго в академическом "формате". В концерте проявила одно важное умение - петь открытым звуком так, чтоб не звучало вульгарно, потому что с Вагнером особо не прикроешься, а криком его тоже не возьмешь. Цикл песен "Пять стихотворений Матильды Везендонк" (1857-58) - симпатичный, но относительно простая (для Вагнера-то) мелодика, быстро приедается, вот во втором отделении со "Смертью Изольды" получилось хорошо, мощно - красивая смерть. И надо отдать должное Спивакову как составителю программы - без Рихарда Штрауса она была бы не полной, хоть его и не заявляли на афише. Получился как будто "бис", но по сути - учень к месту в общем контексте пришлась его "Цецилия", а если б Майер наряду с Вагнером и Штраусом попела б еще ранних песенок Шенберга - ну это, наверное, было б уже слишком хорошо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment