Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Резо Габриадзе в ГМИИ

На пресс-конференции озвучили немыслимое количество представленных работ - что-то под две сотни. Наверное, так и есть, но следует иметь в виду, что некоторые из вещей - размерами один сантиментр на полтора, особенно это касается миниатюрных эмалей, в основном портретных, очень симпатичных. Выставка и в целом симпатичная - в небольшой (но разгороженной, за счет чего выставочное пространство увеличивается значительное) комнатке позади т.н. "греческого дворика", но насыщенная и разнообразная, как разнообразно и разнопланово творчество самого Габриадзе. При этом экспозиция подчеркнуто старомодная, консервативная по формату - никакого видео (при том что, казалось бы, сам Бог велел использовать фрагменты из фильмов), ни фотоматериалов, ни документов - зато помимо живописи и керамики по закуткам расставлены табуретки с аппликациями ручной работы (не уверен, правда, что можно на них садиться, лучше и не пробовать) - при явных перекличках с выставкой Параджанова в Новом манеже и сродстве самих "героев" этих двух проектов, по организации пространства они принципиально различаются: сравнительно небольшой набор предметов Параджанова занимает много места и в больших залах теряется, а у Габриадзе все компактно и внятно обустроено, сгруппировано и по тематике, и по хронологии.

Произведения в основном последних десятилетий, но есть вещи и 1970-80-х годов. Пейзажи Габриадзе драматургичны, а иногда и сюжетны ("Загс - могила любви", "Дом недружных братьев. Подмосковье"); портреты, старые, на обрывках картона кутаисские типажи, и самые новые, 2011-2012 гг., ироничны, но при некоторой шаржированности изображение сохраняют внешнее сходство с оригиналом и всегда узнаваемы, независимо от того, реальные это люди или персонажи культурной мифологии, живые, умершие недавно или очень давно: много Пушкина в разных видах, Жванецкий (самый смешной, пожалуй, и в двух вариантах, оба свежие), Ахмадулина, Солженицын, Рихтер, Лев Толстой, Шекспир, Дон Кихот - на полотнах и на керамике (уморительные мини-скульптурки, керамические головки Роберта Стуруа, аж восемь штук и все непохожие одна на другую, и неожиданная голова Кусто в ярко-красном колпаке), больших размеров и крошечные, Мераб Мамардашвили, Морис Бежар, и эмблема всей выставки - Галактион (Габриадзе подписывает портреты Табидзе без фамилии, в знак особого трепета и близости сквозь года, надо понимать так); натюрморты яркие, эффектные - триптих с разноцветными гранатами 2003 года (красный, синий, черный); изображения не конкретных, а обобщенных или вымышленных, а может просто безымянных персонажей тоже несут в себе свой сюжет, будь то "Настройщик театральных роялей" (не просто настройщик, а театральный) или "Две подушки" (дама в шляпке, очевидно вдова, рядом с супружеской кроватью); и совершенно замечательные жанровые сценки - "Кубофутурист и эгофутуристка", "Венок для Дездемоны", "Битва портного с закройщиком", "Случайный парашютист"; и, конечно, куклы-марионетки, в том числе из спектаклей, которые мне доводилось видеть, а скоро их должны привезти снова. На всем этом, тем не менее - печать любительства, обаятельного вне всяких сомнений, но то обаяние дилетантизма: театр художника, кинематограф сценариста, сценарии кукольных дел мастера, личность Габриадзе проявляется во всех видах творчества, и очень интересно проявляется, но как и в случае с Параджановым, больше интересна сама личность, а отдельные произведения - лишь как частные ее проявления, характеристики.

И как еще одно проявление личности художника в действии перед официальными речами открытия (которые мы уже слушать в компании Аллы "Чумы" Яковлевны, сравнивавшей незнакомого грузина с Кукрыниксами, не стали оставаться) показали кукольную миниатюру с марионетками Рихтера и Антоновой. Рихтер перебирал кукольными пальчиками по игрушечной клавиатуре прям как живой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments