Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Двое в твоем доме" в театре.Док

Неплохая вещь - не всегда ведь проекты Дока дают повод и возможность говорить о специфике драматургии (один из авторов композиции - Александр Родионов, и это очень заметно), о режиссерском подходе (Михаил Угаров и Талгат Баталов), об актерских работах, а тут все признаки полноценного спектакля, не просто социально-политической акции, налицо. Речь идет о белорусском поэте, одном из кандидатов в президенты от оппозиции, которого после фальсифицированных выборов лукашенковский суд посадил под домашний арест (то есть ему еще повезло), а белорусское ГБ подселило в квартиру двух агентов. То есть агентов больше, но они дежурят по двое и меняются. В спектакле их трое, что уже некое условное художественное обобщение. Главного героя играет (хотя слоган "театр, в котором не играют" по отношению к Доку никто не отменял, здесь можно говорить именно об игре, тем более, что речь идет о непрофессиональном актере) драматург Максим Курочкин, его жену - прекрасная (и профессиональная актриса) Ирина Савицкова. Их "надзиратели" - три разнокалиберных гэбиста, от качка-бугая до щуплого худосочного шибздика (Маслодудов никогда не производил впечатления задохлика, но здесь на фоне остальных он прямо суслик какой-то), и суть в том, что агенты хоть и на службе, но в чужом доме, они - и "граждане начальники", и гости.

Помимо драматических, на каждом шагу возникают в этой кафкианской ситуации и комические моменты, вроде того, что обе стороны изводят друг друга своими музыкальными и телевизионными предпочтениями: охранники хотят смотреть футбол, жена арестованного включает дурацкий сериал и т.п. С другой стороны, агенты долго спорят, кто должен вытирать с сиденья чужого унитаза капли мочи. Но это мелкие детали, а важнейшая тема, которая впроброс озвучена главным героем - "не то что мы представители разных цивилизаций, но между ними и нами ничего общего" - практически не развивается. Между тем только посредством понимания, что речь идет о противостоянии не идейном, не политическом, даже не социальном, не культурном, не цивилизационном, но биологическом, можно вникнуть в то, что же происходит - в этой конкретной квартире арестованного оппозиционера, в Белоруссии, в России и вообще в мире. Вместо этого создатели спектакля, талантливые, безусловно, художники, развивают свою мысль в прямо противоположном направлении, обнаруживая в гэбистах (а в белорусском ГБ, что характерно, почти все - русские) столь любимую интеллигентами "человечинку". С другой стороны, их взгляд на своих тюремщиков - это почему-то взгляд "победителей" на "побежденных", хотя в лучшем случае можно говорить о моральной победе - уцелевшие и оставшиеся на свободе сумели посмеяться над тиранией и ее мелкими приспешниками. Да ведь опять же - зверь не понимает, что над ним смеются, и тем более не способен осознать себя "морально побежденным", животное чувствует свою слабость, лишь когда оказывается в клетке. Человеческое же высокомерие по отношению к заведомо низшим существам, снисходительное к ним отношение мне лично кажется неуместным и неумным. А клетки в данном случае пока что и на обозримое будущее наполняют именно "моральные победители", и даже в собственных домах, в собственных городах и странах люди остаются, какую мину при том не делай, заключенными под властью разного рода зверья.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments