Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Последний наряд" реж. Хэл Эшби, 1973

Двое морских офицеров, белый и черный (Джек Николсон и Отис Янг) конвоируют с базы до портсмутской тюрьмы разжалованного 18-летнего воришку (Рэнди Куэйд), который попался на попытке стащить 40 долларов. Поскольку 40 долларов предназначались на благотворительность, а генеральша славилась именно своей добротой, то скорее клептоману, чем рецидивисту (до флота он тоже крал по мелочи) впаяли восемь лет заключения. Дороги - на два дня, а выделили неделю, и суточные на весь срок. Конвоиры, быстро проникаясь сочувствием к подконвойному, заезжают к нему домой, но не застают мать дома, делают остановки в разных городах, ходят по пивным, борделям (бывалые старшие товарищи уверены, что надо парню расстаться с девственностью, в ближайшие восемь лет у него другой возможности не будет), забредают даже на радение странной псевдо-восточной секты, а также оказываются на посиделках у хиппушек, где трава и только разговоров, что о Вьетнаме и Никсоне, а о сексе ни полслова, так что публичный дом обойти стороной все же не удается.

Вот это интересно - 1973 год, еще и Никсон, и Вьетнам - не вчерашний день, когда легко, подобно Оливеру Стоуну, разоблачать империалистическую военщину задним числом, но сегодняшние новости, а Хэл Эшби - не революционер и не первооткрыватель по части киноязыка, и "Последний наряд" - не "Беспечный ездок", это вполне ординарное, в общем, роуд-муви (самые известные работы режиссера - снятый ранее "Гарольд и Мод", и что забавно, я много видел сценических версий этой вещи, а фильма-то не смотрел; а также более поздний "Будучи там" по повести Ежи Косинского), но примечательно как раз, что и в самом ординарном, не претендующем на новаторство кино реализуются возможности, которое представляет любому, независимо от масштабов дарования, художнику, свободная страна. Конвоиры под конец уже подумывают, что делать, нужно ли выполнять приказ, потому что осужденный, как они понимают, тюрьмы не выдержит, а тот, в свою очередь, когда хиппушки предлагают бежать в Канаду, говорит, что не может подвести офицеров, ведь их накажут за его побег, они же его лучшие друзья. Он все-таки запоздало пытается удрать, и его ловят, а с досады, больше на себя и свою слабость, чем на него, бьют по морде и избитого доставляют в Портсмут. Казалось бы, за несколько дней пути все изменилось и для них, и для него - но сдав подопечного с рук на руки, офицеры уже поговаривают, что, может, им поручат еще одно такое задание.

То есть аналогичный "наряд" - не последний, и непринужденный фильм если не вырастает до социально-политического манифеста с обвинительным заключением в адрес администрации Никсона, то явно претендует на такой статус. В этом разница между цивилизованными людьми и дикарями - в способности критически смотреть прежде на себя, а потом уже ненавидеть окружающих. В какой-нибудь России или в Иране подобное кино невозможно в принципе ни при каких обстоятельствах и ни при какой власти - никакому режиссеру просто не придет в голову, что такое возможно, даже если было бы теоретически возможно. Правда, я не видел до сих пор мизгиревский "Конвой" и любопытно, много ли у современного русскоязычного фильма общего с американским сорокалетней давности.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments