Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

выставка "Нас будет трое... Малевич. Чашник. Суетин" в ГТГ на Крымском валу

С лихтенштейнскими коллекциями мне до сих пор стабильно не везло - что в самом Лихтенштейне, что в Вене, где я так и не попал в художественное собрание княжеского дворца. Выставка супрематистов, приехавшая из Лихтенштейна в Москву, сформирована, впрочем, не из коллекции князей, ее представляет некий неизвестный мне фонд, но это несущественные мелочи в свете того, что экспозиция, пусть небольшая по объему, всего два зала на 5-м этаже, оказалась против ожидания содержательной. Чашник и Суетин обычно составляют антураж в экспозициях соответствующих направлений, а здесь именно они, не Малевич - главные герои. И если в общих экспозициях их зачастую трудно различить при беглом осмотре, то в данном случае легко обнаруживаются различия в почерке, стиле, даже философиях одного и другого. Самым интересным и по представленным работам, и по тому, как они поданы, оказался, на мой взгляд, Чашник, тем более, что редко есть возможность увидеть одновременно сразу столько его вещей. Пусть даже это исключительно графика и достаточно однообразная - как раз при таком раскладе обнаруживается нечто существенное. Для Чашника основным элементом становится крест - который, разумеется, нельзя воспринимать как религиозный символ, это универсальная структурная основа геометрии пространства. У Суетина же преобладают обтекаемые формы, овалы и круги. У Чашника круг тоже присутствует, но чаще в соединении с крестом, или крест вписан в круг, а у Суетина это даже не самостоятельный геометрический объект, но элемент, участвующий в создании картины мира или даже какого-то условно-фигуративного образа, как на рисунке "Богоматерь с младенцем" (1927). Геометрия Суетина в результате богаче, чем Чашника, и не только конструктивно, но и колористически, зато Чашник, кажется, подбирается к тому самому "беспредметному началу, которое, по его словам, и есть смысл человеческого существования.

Что касается Малевича - его работы, как ни парадоксально, в концепции выставки не вписываются напрочь. "Нас будет трое..." подразумевает, что идея состоит в представлении супрематизма как стиля и философии в изобразительном и не только искусстве, через наиболее верных последователей Малевича на этом пути. Но при всем том сам Малевич на выставке - это в основном и почти исключительно фигуративные живопись и графика. Живописи на выставке вообще мало, одно полотно Чашника, и тоже уже не совсем супрематистское, а условно-фигуративное начала 1930-х годов, когда он вслед за Мелвичем от чистой абстракции отходил, а три картины Малевича и вовсе - два ранних, юношеских импрессионистских пейзажа "Дом с верандой" и "Пейзаж с прудом", оба 1906 г., а также позднейший, 1932-34 гг. "Портрет матери", необыкновенно глубокая, тонкая, пронзительная вещь, несущая в себе, однако, следы авангардистских исканий в лучшем случае опосредованно, через палитру, но по рисунку абсолютно "традиционная". То же касается и графики - всего три супрематистских рисунка, один из них, правда, заметный и важный, "Прямоугольник и круг" 1915 года, и еще одна заметная скорее благодаря своим крошечным размерам - на клочке оберточной бумаги выполненный "проект архитектона" конца 1920-х годов. Остальное - это либо ранние зарисовки 1900-начала 1910-х годов, очень милые - прелестная женская головка "Изольда", ироничная акварелька "Общество", рисунок "В прачечной", изображающий представительницу трудового народа, гладильщицу; либо поздние, конца 1920-начала 1930-х гг. (довольно невзрачная, если на то пошло), опять-таки периода отхода от супрематизма в его изначальном виде.

Другое дело, что при наличии в Третьяковке, в постоянной экспозиции и прямо в этом же здании на Крымском валу выдающегося собрания супрематистов и вообще шедевров авангарда 1910-1920-х годов, по-моему, не очень правильно было выделять лихтенштейнскую коллекцию в отдельную выставку, в то время как можно было вписать ее в контекст и более широкий, и более богатый. Нет, ну в самом деле - через несколько залов на том же этаже висит "Черный квадрат" Малевича, не менее хрестоматийный "Пробегающий пейзаж" Клюна, его же "Супрематизм" 1915 года (то есть периода, когда направление только-только выходит к публике), крупное живописное полотно Чашника (на лихтенштейнской выставке - только его графика, эскизы для росписи фарфора, проекты архитектонов, а также одна объемная композиция "Крест и круг" в отдельной мини-витрине), не говоря уже про авторов и произведения, еще не вполне высвободившиеся из кубизма, и самих будущих супрематистов начиная с Малевича (портрет композитора, автора "Победы над солнцем" Матюшина, 1913), и их выдающихся современников Розановой, Экстер, Поповой, а также, например, презанятный "Первый советский театр в Оренбурге" Кудряшова; плюс отчасти отдельно, но отчасти в ту же тему - конструктивисты, Родченко и целая инсталляция-реконструкция "выставка Обмаху 1921 г.", и Татлин с его контррельефом (произведение в настоящий момент уехало в Базель, где проходит огромная татлинская выставка в музее Тингли, я ее там видел в августе, но есть же другие аналогичные вещи в запасниках наверняка). Древин и Удальцова начала 1920-х, Медунецкий, Стенберг, "Аксонометрическая живопись" Клуциса (1920).

Конечно, если формировать экспозицию, исходя из контекста - это будет совсем другая выставка, и, может быть, условием лихтненштейнского фонда было представить их собрание отдельно от собственного третьяковского - ну все равно жалко, так тоже вышло неплохо, но могло быть лучше. И самое главное - вынесенное на афишу высказывание из частного письма Малевича "нас будет трое..." волей-неволей настраивает, что последовательных приверженцев супрематизма и было всего трое. Наверное, не так трудно пройти несколько залов, через реконструированный "проект рабочего клуба" Родченко, и добраться до разделов постоянной экспозиции, посвященных авангарду 1910-20х годов, чтобы увидеть, как их много и насколько они все, при общих или сходных идейно-теоретических установках, своеобразные. Но посетителя случайного выставка с ее таким "хлестким" названием откровенно дезинформирует, вводит в заблуждение.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments