Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

и Ленин, и Сталин, и эти стихи

Смешно сказать - до сих пор через Музеон я в лучшем случае пробегал, направляясь от Калужской площади в сторону Стрелки, и впервые решил погулять в нем целенаправленно, ну все-таки и последний ясный день года, а может и не только года, не хотелось проводить в закрытом помещении. Было, однако, прохладно, но мне хватило времени, чтобы обойти парк скульптур - в его нынешнем виде он представляет собой нечто не только любопытное, но и характерное для места и времени в целом. В основном Музеон ассоциируется в связи со старыми памятниками, которые в начале 90-х сюда свозили. Правда, тут, помимо, конечно, лениных и брежневых, можно видеть и Свердлова Якова Михайловича, и Сталина с Дзержинским, причем в "аутентичном" для момента из "изгнания" с постаментов виде, розово-гранитный Иосиф Виссарионович так и остался с отломанным носом, а Феликс Эдмундович - побитый и загаженный. Карл Маркс зато - чистенький, никакая грязь к нему отчего-то не липнет. Хороши также Свердлов, Калинин... Но масса всяких деятелей и поменьше, вплоть до бюста эквадорского посла в СССР 1973-1976 гг., на родине известного также как защитник культуры индейцев - дар республики Эквадор, однако, пригодился лишь для такого вот парка. А вообще в Музеоне каждой твари - даже не по паре, а намного больше. От постройневшей под руками скульптора Бурганова императрицы Екатерины и разных православных, до Пушкина, Лермонтова, Есенина, Горького с площади Белорусского вокзала и проч. вплоть до Твардовского, последний, правда, небольшого калибра и обитает ближе к входу на территорию со стороны Крымского вала, в отдалении от основной массы коллег. Наряду с писателями тут же разместились и литературные герои, надевнего, причем, изготовления - уже нового века и тысячелетия огромный деревянный Буратино, и совсем свежий дед Мазай со своими лопоухими подопечными. С Мазаев совсем интересно - его бронзовая лодка "плавает" в небольшом бассейне, заросшим субтропической зеленью, и выглядит эта композиция в целом совершеннно феерически, особенно по осени. Гранитные и мраморные вожди мирно соседствуют с деревянными антропоморфными голышами, которым, нескольким из них, не то причащающиеся к истории и культуре русские письки оторвали, не то автор так их задумал, и каменными головами, насыпанными горохом за колючую проволоку. Но вот что всерьез занятно: я не так давно в Швейцарии повсюду, особенно в южных ее районах, наблюдал, как общественные места, парки или набережные, украшают современные скульптуры, и они по большей части современные, модернистские, порой авангардистские, и почти все абстрактные. А тут даже в специализированном парке скульптур абстракций практически нет, хотя далеко не все персонажи воплощают в камне, дереве или металле конкретных людей, исторических или литературных персонажей, порой это обобщенные метафорические образы - и все равно если не в академическом "формате" решенные, то уж во всяком случае не отходя от канонов соцреализма далеко, и самые новейшие в том числе - взять хотя бы Мазая, спасающего амазонских зайцев. Единственная чистая абстракция, за которую зацепился мой взгляд, оказалась садово-парковой "меблировкой", "дизайнерскими" сидениями, из которых не торчали уши и глаза, все остальные прописанные в Музеоне обитатели - разнокалиберные буратины, даром что кое-кто и остался в свое время без носа. Убитые дорожки парка добавляют месту приличествующего своеобразия, а поверх выбоин, и это что-то новенькое, можно ходить по свеженастеленному (еще стружки от спила не подмели) деревянному тротуару, причудливо избигающемуся.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments