Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Он в Аргентине" Л.Петрушевской в МХТ им. А.Чехова, реж. Дмитрий Брусникин

Бывала ли в Аргентине сама Людмила Стефановна, про то не ведаю, но заранее понятно, что ее пьеса - не про Аргентину нисколько. Действие происходит на островной базе отдыха "Актер", где подзадержалась сверх всяких сроков престарелая артистка (Роза Хайруллина), а суровая кастелянша Нина (Марина Голуб) пытается ее если не выкурить, то хотя бы накормить, потому что и без того хрупкая творческая единица категорически отказывается от любой пищи. Вопрос, при чем тут Аргентина, разрешается только отчасти и ближе к концу полуторачасового представления: в Аргентине внук артистки, точнее, бывшей оперной певицы, прячется от заимодавцев, а бабулька, с которой взыскующие долг грозятся снять скальп, готова пожертвовать собой, лишь бы отвести беду от внука. Осложняется ситуация еще и тем, что кастелянша когда-то родила от артисткиного мужа дочку, так что и она попадает под удар вымогателей. Сюжет, напоминающий одновременно пьесы Коляды и коммерческие западные мелодрамы, однако, не главное в этой пьесе. А Дмитрию Брусникину на удивление удалось уйти от быта и уловить поэтику текста Петрушевской. Есть в спектакли моменты, которые будто ставил не Брусникин, а режиссер совсем другого поколения и иных эстетических установок, ну, скажем, Богомолов - это хотя бы эпизод, когда Роза Хайрулина берет микрофон и начинает петь "Новую песню о главном" (основу саундтрека к спектаклю вообще составляют шлягеры из репертуара ранней Агузаровой).

Первые минуты, надо признаться честно, мне было скучно и тоскливо. Декорация чисто бытовая на первый взгляд - вывеска базы отдыха, мостки, разбросанные по обе стороны от причала ржавые лодки, банки с соленьями. И завязка сюжета - ну, думаю, снова здорова, гибрид "Дыхания жизни" Хейра (идет на соседней Новой сцене МХТ такая пьеска, тоже рассчитанная на двух зрелых актрис, и с похожей фабулой) с "Птицей Фениксом" Коляды, а то и похуже, Сигарева какого-нибудь. Но текст Петрушевской обманчиво прост, и Брусникин эту обманку разгадывает. С его помощью актрисам, и не только Хайрулиной, что, в общем, предсказуемо, но и Голуб, давно не игравшей таких ярких ролей, удается передать заложенный в пьесе гротеск, абсурд. Какая там Аргентина - вот он, последний причал, уморительно смешное, но даже в опоэтизированном виде отвратительное убожество существования, и в нем, в этом убожестве, уродстве - все-таки присутствие некоего смысла, ради которого стоит терпеть ужас дальше. Покровская и Тенякова со своим "Дыханием жизни", поди, обзавидуются - они ведь ничуть не хуже (по меньшей мере) актрисы, а с материалом не повезло.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments