Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Цезарь должен умереть" реж. бр. Тавиани в "35 мм"

Невозможно воспринимать эту поделку как произведение киноискусства - то есть возможно, но если с такими мерками подходить, тогда это херня, а не искусство. Как некий концептуальный видеоперформанс - да, пожалуй. То это уже совсем другая история, в подобном случае вовсе ни к чему говорить о каком-то социальном значении эксперимента, а следует сосредоточиться на визуальном решении. Оно банальное, но в своем роде стильное: команда уголовников, отбывающих многолетние, вплоть до пожизненного, сроки за убийства и наркоторговлю, разыгрывает шекспировского "Юлия Цезаря", все артисты-любители как на подбор фактурные, брутальные (особенно Брут), играют, что называется "на разрыв аорты", и очень личностно воспринимают, проживают как сюжет об убийстве Цезаря, так и каждый шекспировский стих в переводе на итальянский. Слава Богу, что дело происходит в Италии - я имею в виду не пьесы Шекспира, а фильма Тавиани, потому что итальянец - он все-таки и за решеткой итальянец, можно представить, как бы в аналогичной ситуации выглядели бы православные урки, но лучше даже не представлять. А в итальянские тюремные интерьеры сцены трагедии Шекспира вписываются весьма органично и, пожалуй, занятно. К сожалению, братьям Тавиани визуально-эстетического эффекта недостаточно. Им важно, чтобы заключенные получили право голоса и от первого лица, а не только от лица действующих лиц пьесы Шекспира, им хочется подчеркнуть, что после опыта работы над театральным сочинением многие из них стали писателями или профессиональными артистами по выходе на свободу или оставаясь в заключении, и вот эта неизменно вульгарная интеллигентская мечта о преображении сущности жизни и человеческой сущности через искусство, конечно, сводит все визионерские изыски картины (цветные эпизоды спектакля обрамляют черно-белую репетиционную хронику, бетонные стены тюряги и тюремное тряпье чудесным образом преобразуется в римские патрицианские дворцы и одеяния) к абсолютному нулю. Хорошо еще, что сомнительное это высказывание столь лаконично, что не успевает ни слишком сильно наскучить, ни вызвать физиологическое отторжение.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments