Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"За Маркса..." реж. Светлана Баскова ("Окно в Европу")

Как мне объяснили заранее, Баскова до сих пор снимала трэш, с блевотиной, некрофагией и Епифанцевым. В "Марксе..." нет блевотины, только один кадр с голым мужиком в рост ан фас и опять-таки Епифанцев, то есть режиссер из маргинального кино пошла, можно сказать, в народ. Дело народа, счастье его - это в самую первую очередь волнует Светлану Баскову. Рабочих литейщиков угнетают, сокращают, снижают им зарплату, не заботятся о здоровье и о состоянии их рабочих мест, в то время как владельца (его и играет Владимир Епифанцев) беспокоит лишь коллекция современного искусства, и в частности, работы Родченко, которые надо купить и развесить в офисе заместо классических полотен, дабы произвести благоприятное впечатление на иностранных партнеров. Мужики создают независимый профсоюз, владельцы активистов убивают, а кого-то вынуждают стать предателем. Тем временем сознательность пролетариата неуклоннорастет. Не в последнюю очередь благодаря просвещению - при заводе работает киноклуб, где пролетариям показывают Годара, и насмотревшись Годара, конечно, сразу хочется идти на митинг и устраивать революцию. Только ни в коем случае нельзя выдвигать политические требования к государственной власти, это, может быть, следующий этап борьбы. Пока что надо выступить против экономической эксплуатации, с позиций марксистских и с использованием тех знаний, которые старшие поколения успели получить в еще правильной, советской школе. То есть кому Годар пока не по силам, предлагается читать Белинского и Гоголя.

Причем режиссер (такая фифа в газовом шарфике выступала перед началом показа - типичная марксистка, сразу видно, что думать ни о чем не может другом, кроме как о бедах заводчан) и не собиралась шутить насчет того, что народ Белинского и Гоголя с базара понесет, у нее в фильме народ Белинского и Гоголя уже вовсю несет и рабочие на проходной между деталями акций протеста обсуждают детали ответа Белинского на "Выбранные места" Гоголя, а недопросвещенный пока кинолюбителями вахтер перечитывает у себя на проходной "Мертвые души". Даже если говорить о проблемах так называемого "рабочего класса" в категориях художественных, сегодня все равно получаются в лучшем случае какие-нибудь "Магнитные бури", но Баскова и не пытается. Она (и в фильме этого столько, что в какой-то момент я встал и вышел из зала передохнуть - последний раз такое со мной случалось на "Августе Восьмого", но там я, по крайней мере, готов бы к реакции организма на зрелище, а тут как-то нет) устами своих персонажей-рабочих, законспектировавших лекции в киноклубе, уточняет разницу между голливудской системой, она же Станиславского, и системой Брехта, которую использовали режиссеры французской "новой волны". Попутно просвещает зрителя и в историческом аспекте, ссылаясь на историка-большевика Покровского - мол, "смута" начала 17-го века носила характер не интервенции и освободительной войны, но опять-таки гражданской войны, основанной на противостоянии тогдашних социальных групп. Сама же Баскова наряду с "системой Брехта" и историческими экскурсами не брезгует и приключенческо-мелодраматическими штампами вроде того, что владелец завода и один из активистов - братья по отцу, ветерану ГБ (отца играет артист, на минуточку, Художественного театра им. А.Чехова, н.а. РФ Виктор Сергачев), и выходит, что брат убивает брата, потом шестерка владельца (единственная более-менее достойная актерская работа в этой претенциозной любительщине - Денис Яковлев, играющий Додика, подручного персонажа Епифанцева) обманом натравливает активиста-предателя на владельца, и вместе они в корчах, вопреки всяким понятиям о классовой борьбе, синхронно истекают кровью, запертые на крыше офисного здания, из последних сил поднимая тему веры в Бога. Но про Бога - уже под самый конец, а про классовую борьбу в "За Маркса..." только и разговоров, после подобных произведений горьковская "Мать" покажется образцом изысканной прозы и литературной жемчужиной Серебряного века. Но о каких претензиях эстетского толка можно заводить речь, когда разговор идет о социальной справедливости, правах трудящихся и кинематографе Годара, которого одного лишь достаточно, чтобы в пролетариях пробудилось чувство собственного достоинства, о коем еще Белинский писал Гоголю, а пуще того революционная сознательность? И самое, самое главное - чтоб без политики, чтоб не против власти, а то в экстремизме обвинят: Годару Годарово, а ведь, поди, не Франция за окном.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments