Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Похождения бравого солдата Швейка" реж. Ринат Газизов ("Окно в Европу")

Сеанс начали с "Прекрасной Люканиды" Владислава Старевича, поскольку в целом весь показ был приурочен к 100-летию анимации в России. На мой вкус мультики Старевича с "ожившими" насекомыми не слишком занимательны, но надо признать - бесновавшиеся, пока не погасили свет, дети в зале малость попритихли на фильме. Далее шла хит-парадная нарезка из "золотой сотни" лучших, по мнению критиков, мультфильмов за сто лет (российских только, конечно) - почему-то ее, начинавшую отсчет от 100-й позиции и двигавшуюся к 1-й, оборвали на "десятке" и лучшие десять я так и не узнал, но поскольку среди остальных 90 не было ни "Ну, погоди", ни "Ежика в тумане", ни "Варежки", а без них никуда, наверняка в десятке они и есть. В дальнейшей сотне к моему удивлению "Чебурашка" и "Винни-Пух" перемежались с миниатюрами из проекта "Гора самоцветы" и почти всеми работами ярославского Петрова, что, на мой взгляд, несправедливо и некорректно. Так называемые "юные зрители" живо реагировали на фрагменты, которые узнавали (с Винни-Пухом, Дядей Федором, Крокодилом Геной, удавом и мартышкой), и с недоумением - на Петрова и прочий "выбор экспертного совета". Думал, что "золотую десятку" покажут после полнометражного "Швейка", но про нее все забыли.

А "Швейк", тоже неожиданно, мне понравился. Нехитрая, что называется, "в лучших традициях" рисованая анимация: Газизов, вопреки фамилии, считается режиссером ленинградско-петербургским, проживает в Лос-Анджелесе, фильм делал в Украине. Адаптированный Вадимом Жуком текст на грани наивности и идиотизма (при том что литературный оригинал также не отличается особой сложностью) очень точно схватывает суть дела и превращает памфлет несколько устаревший и сильно привязанный к реалиям столетней давности в достаточно острую и актуальную сатиру - на имперско-милитаристские амбиции, которые для новорусского православного фашизма характерны в куда большей степени, чем для сгнившей еще до войны габсбургской Австро-Венгрии, и накануне новой большой мировой войны все это как нельзя кстати. Противопоставленный объекту сатиры, правда, благостный пацифизм (заканчивается картина рождественским братанием и обменом флягами со спиртным между воюющими сторонами) произведение, может, и не красит, но зато все, что касается выпадов Гашека (по меркам его времени анархо-большевистским) против династической империи, армейских и государственных фетишей, а в особенности против так называемого "патриотического духа" - это звучит отлично, и пусть подается в лоб, зато попадает точно в цель - меня всегда напрягают дети в кино, а тут не напрягали, картина таким образом сделана, что до самого неразвитого сознания ее посыл оказывается доходчивым, и даже собака, которую кто-то с собой притащил, не напрягала: Швейк по сюжету Гашека торговал собаками, собаки в романе и в фильме возникают постоянно, так что и этот момент пришелся в тему. Матизен на утренней пресс-конференции пенял аниматорам, что славословят благодарственно Путину за поддержку и работают на заказ, отчего возникает расхождение между формальными поисками и архаичным, в духе советских 70-х, содержанием - так вот форма и содержание газизовского "Швейка" расходятся противоположным образом: стилистика вчерашнего дня, а содержание - чуть ли не пророческое.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments