Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Поклонница" реж. Виталий Мельников ("Окно в Европу")

Никогда не числился Мельников по разряду "великих", а тем не менее его фильмы смотрят и будут смотреть, а каждый новый - маленькая радость, не открытие, не откровение, просто немного солнца в холодной воде. Стилистика его может показаться старомодной в сегодняшнем контексте, как, не сомневаюсь, старомодной казалась и в контексте 70-х, и перестроечных 80-х - но поколения модных гениев меняются, а Мельников продолжает радовать, потому что, помимо профессиональных навыков, обладает двумя взаимоважными для кинематографиста в солидном возрасте качествами - наличием вкуса при отсутствии маразма. В "Поклоннице" он рассказывает историю любви Антона Чехова и литераторши-дилетантки Лидии Авиловой, замужней и многодетной дамы, в роли которой анемичная Светлана Иванова вдруг оказалась такой трогательной, а про Кирилла Пирогова в роли Чехова и говорить нечего, и вообще с актерами Мельников работает как никто, и с узнаваемыми, и с молодыми, открывая, в данном случае, приятную свежую физиономию Артема Яковлева, до сих пор игравшего только молодого Бродского у Хржановского (здесь он младший брат Авиловой, слегка гротескный толстовец Алексей) Рассказывает эту историю Мельников, рассматривая в отдельности от его других связей, но в связи с историей пьесы "Чайка". Авилова отчасти становится прототипом Нины, точнее, некоторые моменты отношений Чехова и Лидии служат материалом для диалогов Тригорина и Заречной. Как всегда у Мельникова, исключительно яркие второстепенные персонажи, особенно троица двух литераторш, "материалистки" (Светлана Крючкова) и "идеалистки" (Оксана Мысина), и критика Альфреда Гноя (Алексей Девотченко). Такая лав-стори, наверное, не вполне исторична, как и антураж, в котором она разворачивается, вплоть до того, что Александринку, где проходит провальная премьера "Чайки", снимали в Михайловском театре у Кехмана. Но из отдельных виньеток Мельников складывает прекрасную картинку, которая хороша сама по себе, безотносительно к тому, что ее герой - Чехов, невзирая на некоторую неаккуратность Олега Табакова в обращении с собственными актерскими штампами (в роли Николая Лейкина) и несколько навязчивый саундтрек Игоря Корнелюка. Мне совершенно неважно, в самом ли деле Лидия Авилова была главной любовью в жизни Чехова, действительно ли он, умирая, пил шампанское за ее здоровье, или задолго до смерти он о ней думал забыл, или даже вовсе никогда не знал. "Это не воспоминания, а сны" - эпиграфом, предуведовлением звучит титр в начале картины. А кроме сказок и снов ничего в искусстве настоящего быть не может.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments