Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Орда" реж. Андрей Прошкин ("Окно в Европу")

Старая кавээновская шутка:
- Нас - орда!
- А нас - рать!

Итак, "Православная энциклопедия" при поддержки "Газпрома" (практически готовая формула "благодатного огня") представляет: так называемый "святитель" Алексий в исполнении облепленного со всех сторон волосами Максима Суханова отправляется по заданию московского князя Ивана (Виталий Хаев) в Орду исцелять от слепоты ханшу-мать Тайдулу (Роза Хайруллина). Ничего у горе-целителя не выходит, не помогают ни молитвы, ни обряды, его гонят с позором и он скитается, страдает, превращается в полное ничтожество - как вдруг после всех его страданий приходит-таки весть о чудесном исцелении Тайдулы, тогда "святителя" отпускают восвояси, прозревшая же ханша, наблюдая за очередным смертоубийством в борьбе за престолонаследие, осознает, что Бог хочет не этого, покидает Орду, а вскоре после того и Орда распадается, и позднее поглощается по частям православной Московией.

У режиссеров Прошкиных на православные чудеса буквально семейный подряд, но сын продвинулся дальше отца - правда, вместе с тем же Юрием Арабовым в качестве сценариста, вот уж по чудесам главный спец. В "Орде" вроде и чуда нет - не помогли же святительские обряды поначалу, а исцеление непонятно как произошло. Но у Арабова ведь что ни день - то Юрьев, и чудо, само собой, просто так не случается: страдать надо, как говорил его любимый Достоевский, страдать. Интеллигентский мазохизм в преломлении через православие у Арабова приобретает формы, весьма угодные пусть не Богу, зато тем, кто дает деньги на кино. С умилением я некоторое время назад слушал, как Прошкин и Арабов в телеинтервью (у Шепотиника, кажется, в его весьма достойном "Кинескопе") рассказывали, что смотрели фильм вместе со "святейшим" патриархом - то есть продукция, так сказать, проходила ОТК, ее принимал заказчик. Как именно реагировал Кирилл на "Орду", правда, я не понял - может, рот открыл от изумления, забыв и про свой гарем из одиннадцатилетних мальчиков, и про доходы РПЦ от наркоторговли, и про успехи в продаже приютских сирот на органы, а может и наоборот, скучал, ерзал, поминуто посматривал на часы, проверяя заодно, на месте ли, не исчезли. Но объективно нельзя не отдать должное творческой группе: православный заказ отработан ими на редкость успешно, вплоть до того, что наблюдая за этакими чудесами, начинаешь припоминать фильмы прежних лет, где апофеозом духовности считалось хождение по воде со свечками, чуть ли не с ностальгией.

Не случайно ведь "Орда" начинается с эпизода, в котором к ханскому двору прибывают посланцы Папы Римского из Авиньона. В дальнейшем они еще дважды появятся в фильме, в середине, когда встретят Алексия в его скитаниях и подадут ему кусок черствого хлеба, и ближе к концу, когда благодаря ему смогут покинуть Орду. Антизападный и антикатолический, то есть антицивилизаторский и антихристианский вектор в фильме задан с первых кадров, и дальше идеологический посыл последовательно развивается в указанном направлении, приводя к тому, о чем, может, сами сценарист с режиссером и подумать боялись: что Россия - Азия, а не Европа, что православие - язычество, а не христианство, и чудеса тут носят исключительно шаманский характер. У Арабова, на первый взгляд, все наоборот: шаманизм не помогает, кришнаиты и прочие умельцы как ни мыкаются, зрение ханше вернуть не могут, не может и так называемый "святитель", пока прибегает к шаманским ритуалам, но претерпевая муки, не только добивается (как бы косвенным путем, не будучу номинально причастен к исцелению никоим образом) чаемого эффекта, но и обретает личный духовный опыт, что, несомненно, всякого заставит вспомнить тарковского "Андрея Рублева", а также отчасти и лунгинского "Царя". Но что любопытно в случае с "Царем" - и там ведь присутствует попытка "чуда" в контексте темы силы земной и силы духа, не от мира сего, но в "Царе" икона против медведя не действует, а моральная победа остается лишь моральной, в политическом, историческом аспекте первенство так или иначе за царем, за Грозным. В "Орде" же куда более гармоничная развязка - все устраивается наилучшим образом, даже Федька, сопровождающий Алексия в Орду (Александр Яценко), чуть было не принявший ислам и взмолившийся Аллаху о спасении, получает в награду не только жизнь и свободу, но и лисью шубу. Мало того - в "Орде" татаро-монголы знают русский, а русские говорят по-монгольски, то есть непримиримого политического, этно-религиозного, цивилизационного конфликта между сторонами нет - не в пример как с христианским миром цивилизованных народов в лице папских посланников.

И что еще любопытно - ослепла ханша после того, как русский, на глазах которого отрезали голову другому русскому, слишком дородному, чтобы кормить его в голодную зиму, на нее, как бы выразиться поточнее, нехорошо посмотрел. Короче, сглазил. Русские сглазили - русские и порчу сняли. Вот тут, выражаясь сленгом советского официозного литературоведения, художник оказывается выше идеолога, и создатели "Орды" проговариваются против желания о самом страшном - о языческой сущности православия, о его нечистой, дьявольской, сатанинской природе. Либеральные интеллигенты, в массе своей атеисты либо верующие "условно", сами не ведая, во что именно, любят говорить о том, что православие не вписывается в западную систему представлений о правах человека, что православные работают в тесной спайке с государством и его спецслужбами, что церковные иерархи, мягко говоря, далеки от эталонов святости и склонны как минимум к стяжательству; значительно меньше толков о преступной, уголовной деятельности православной церкви; и совсем никого не интересует главное - то, что православие есть служение Сатане и губит прежде всего человеческую душу, сжирает ее, как раковая опухоль, а потом уже все остальное. Впрочем, и сами православные за душу не особо волнуются.

Не заходит о душе речь и в фильме "Орда". Замечательном в своем роде фильме. По заслугам собравшим призы в недавнем конкурсе ММКФ - помимо режиссера Прошкина и невероятной Розы Хайруллиной можно было бы ответить, и это не стало бы преувеличением, и Хаева, и Яценко, и кого угодно вплоть до Андрея Панина в роли убитого в первой сцене предыдущего ордынского хана и Александра Цоя из ШСП в роли незадачливого китайского фокусника, развлекающего пока еще зрячую ханшу и ее сына, сменившего убитого на престоле. Картина зрелищная, достаточно, особенно в первой, наиболее динамичной части, увлекательная, на отлично оформленная и снятая. Она православная в полном смысле этого слова - неблаговидная суть ее скрыта за ослепительной бутафорией. Скрыта в том числе, вероятно, и для ее создателей. Которые, как хорошие киллеры, просто грамотно, профессионально и удачно исполнили свою задачу и порадовали заказчика.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments