Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Книга тундры" реж. Алексей Вахрушев ("Окно в Европу")

Открытие фестиваля только вечером, но уже днем стартовала документальная программа, и приехавший рано поутру сосед сказал мне: "это надо обязательно смотреть". А у меня так и не выработался с годами иммунитет против фразы "надо смотреть" - я пошел в библиотеку, где в этом году идет документальный конкурс (в прошлом эту программу показывали вместе с игровой в "Выборг-паласе"). У меня за спиной устроился Кирилл Разлогов. Я ему показываю на место ближе и по центру - Кирилл Эмильевич смеется: "Спать лучше в третьем ряду, а не в первом". Что значит опытный человек: век живи - век учись! Он и заснул почти сразу, а я вот не спал, и 100 минут, от звонка до звонка, смотрел документалку про чукчей. Подзаголовок к "Книге тундры" - "Повесть о Вуквукае, маленьком камне". Вуквукай - хранитель чукотской духовности, которая мало отличается от русской, он тоже считает, что надо жить среди снегов, ходить в шкурах, а детей нельзя отпускать в школу, иначе они потом не будут помогать родителям пасти оленей. Все это он высказывает на ломаном русском, которым говорят обычно чукчи из нетолерантных анекдотов. У меня вообще постоянно возникало чувство, что документалисты пользовались наработками Павла Пряжко, но его "Чукчи" отталкиваются от анекдотов про чукч, которые не дураки и мыла не едят, осознанно, а у Вахрушева наивные чукотские дети изъясняются подобным сленгом, будто стилизованным при участии студента литинститута, как бы спонтанно. На сем камне строит Вахрушев свою "повесть", которая делится на двадцать с лишним глав, оснащенных заголовками с претензией на эпичность. Добавляет эпики и закадровый текст, озвученный Алексеем Петренко. Невыносимо, однако. Но есть забавные эпизоды - например, как Вуквукай гоняет стадо оленей, нацепив на палку флаг РФ - видимо, среди белых снегов тундры другой цветной тряпки у оленевода под рукой не было. Хотя вообще-то у крайних жителей севера, то есть жителей крайнего севера, в распоряжении имеются и вертолеты, и трактора, и продукты им подвозят, детей вот в школу отправляют - Вуквукай против, дурной, говорит, закон, а школа хуже тюрьмы для чукчи, для чукчи тундра - лучшая школа, однако. Хорошо еще, что экран не передает, чем и как у чукчей в чуме (в яранге) пахнет - но достаточно посмотреть, как они шкуры выскабливают, чтобы запахи чукотской духовности вообразить. Времени для этого более чем достаточно - кино длинное, как чукотская ритуальная песня, и кстати, несмотря на языческие жертвоприношения оленей на груди у Вуквукая болтается крестик, что вкупе с российским официальным триколором на палке-погонялке напоминает, кто всех сильней от тайги до британских морей. Самое смешное, что анекдотический ломаный русский, на котором говорят документально-неигровые чукчи, еще и синхронно "переводится" на русский общедоступный. Получается зарисовка из этнографического музея с оглядкой на Флаэрти для канала "Дискавери". А если бы режиссер еще показал, как эти чукчи в своих шкурах совокупляются, сошло бы и для "Анимал планет".

После 100-минутного испытания чукчами без перерыва начался другой документальный фильм, тоже про духовность, но уже с русскими рыбаками, чьи пустые сети перемежались кадрами классического балета - я встал и ушел. У документального конкурса есть жюри под председательством Юрия Полякова, вот пусть он и оценивает, исходя из контекста.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments