Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

листки из вещевого мешка (короб восьмой)

Вспомнил советских времен анекдот.
Художнику заказали полотно "Ленин в Цюрихе". Приходит комиссия принимать заказ, художник открывает картину, а на ней голый Троцкий вылезает из постели Надежды Константиновны. Члены комиссии настолько обалдели от увиденного, что единственный вопрос, который смогли задать автору:
- А где же Ленин?
- Ленин в Цюрихе!
Короче говоря, прожив в Цюрихе семь дней, а точнее, проночевав семь ночей (но два дня и один вечер я Цюриху все-таки посвятил), я перебазировался в Лозанну.

Ну и не такой сложный переезд ждал меня утром: в семь утра я вышел из своего цюрихского отеля, а в одиннадцать, бросис вещи в лозаннском отеле, плыл по Женевскому озеру в направлении Монтре. После недели жары погода испортилась, хотя как сказать: похолодание и дождь для прогулки по озеру в чем-то предпочтительнее, чем солнце - пока я плавал по Рейну и озерам северо-востока Швейцарии, у меня все руки и шея обгорели, а в понедельник кроме как отправиться в туманы Лемана все равно и делать вроде нечего. В Монтре я вынужденно пробыл два часа, потому что у лодок расписание такое, и дождь пошел сильный, пришлось сесть на лавку под дерево, благо чего-чего, а деревьев и лавок под ними там хватает. Заглянуть в Монтре определенно стоило, как факт местечко представляет исключительный интерес. Мне казалось - в Цюрихе много русских, в Люцерне очень много русских... Нет, в Монтре - вот где много русских. Неудивительно, что вся печатная рекламная продукция здесь дублируется на русском, причем с забавными ошибками: по набережной ходят практически одни русские, приезжие, туристы, и именно в Монтре, рядом Шильонский замок, казалось бы - там за два часа я пару раз услышал русскоговорящих, а так всякой твари по паре, но променад Монтре - это чисто русское мероприятие. Снуют толпами тетки, фотографируются у аляповатых памятников, судачат: "И когда ж мы тоже так будем жить?-Да мы так никогда жить не будем". Они так действительно никогда жить не будут, и я не уверен, что мне бы так жить хотелось - как в Монтре живут. Понятно, почему Набокову тут было хорошо - в этом искусственном раю с его искусственным искусством. Живому человеку тут нечего делать. Хотя вроде бы тебя на каждом шагу пытаются развлекать.

С причала Монтре-Марше сходишь на "площадь Евровидения" - но речь, насколько я уяснил, речь идет не о музыкальном конкурсе, а о телевизионной сети, которая отсюда вела свою первую передачу. Дальше как в сказке: направо пойдешь - там памятник Фредди Меркьюри, налево - отель, где жил Набоков. Я, естественно, пошел налево - сначала. В парке перед отелем, помимо Набокова, сидящего на стуле, который держится на одной ножке (памятник не из лучших, но бывают и страшнее), всякие джазовые музыканты, поскольку рядом концертный центр и проходят джазовые фестивали, я про них краем уха слыхал от Бори Барабанова, его туда возят, фестивали эти богатые азербайджанцы спонсируют, как и многое, я думаю, в нынешней культурной жизни Европы. Отель своей помпезностью, не вульгарной, но все же тяжеловесной, угнетает - не гостиница, а мавзолей прижизненный, особенно если провести там 17 лет, но наверное, именно мавзолея самовлююбленный Набоков и жаждал. Что касается Меркьюри - всю жизнь я слышу, что очень на него похож, и решительно не нахожу сходства. С убогим монтрешным статуем - и подавно, хотя к нему, не то что к Набокову, народная толпа не заросла (русские идут), и цветочки какие-то рядом валяются. Но Меркьюри стоит возле деревянного крытого рынка, и как раз рынок - единственное здесь здание, которое выделяется своей изысканной простотой из окружающей удушливой роскоши. Тем более, что в дождливый понедельник рынок этот пуст и кажется огромным просторным павильоном, куда аборигены должны бы заходить просто для того, чтобы глотнуть воздуха, иначе средь этих лиственниц и сосен, под горностаем этих гор можно задохнуться от открыточных красот. Времени было много и я прошел довольно далеко, мимо казино и дальше, потом вернулся. С ума можно сойти - на променаде даже растения с бирками, как в ботаническом саду. Кто спорит, часок погулять по ботаническому саду - но неужели приятно в ботаническом саду жить, как растение мимоза?

В одном из интервью, для "Вога", что ли, у Набокова спросили, правда ли, что он собирается рано или поздно навсегда оставить Монтре - Набоков ответил, что каждый, кто сейчас в Монтре, рано или поздно оставит его навсегда. Меня тоже следующий же кораблик забрал в Шильонский замок. Думал пробыть там час, а провел два и остался бы дольше, но опять же - расписание. В крепости, строившейся изначально в скале на протяжении 11-13 веков, затем перестраивавшейся столетиями, особенно радикально в 15 и уже в 19-20 веках, есть бесплатный вай-фай (теперь в лозаннском отеле он у меня тоже есть, но где раньше был?!), и много других услуг. Например, по старым стенам ходят тени стражников с алебардами - специальная видеоинсталляция. А в оковы, привязанные к деревянной балке в зале, где тюрьма старинной кладки, воспетом Байроном и переведенном Жуковским, можно всунуть руки и так запечатлеть себя в образе "шильонского узника". Или вот про столовую честно сообщают в русскоязычном буклете: "Свой средневековый вид зала обрела после реставрации 20 века". Но к диснейленду, несмотря на огромное количество детей, замок-музей, по счастью, свою экспозицию не сводит. В нем на самом деле можно получить представление об истории места, о том, как трансформировался Шильонский замок - архитектурно, исторически и в социо-культурно-политическом контексте. А электронный интерактив и всякие прибамбасы, равно как и забавно-наивные картонные фигурки воинов в смотровой башне - это дополнение, вполне милое, как и бесплатный вай-фай среди стен 11 века. Дозорные ходы я прошел легко, а в смотровую башню можно было и не подниматься, тем более, что исторически в нее и хода-то нормального не было, для туристов сделали - но как это я и не поднимусь на башню? Поднялся на башню, спустился с башни, как раз и кораблик подошел. Я сплавал еще, раз уж свисс-пасс пока что позволяет, в сторону Ле Бувре и добрался аж до Сен-Жингольфа (так, что ли?), потом обратно через Шильон и Монтре до Вевея, там у кораблика оказалась конечная остановка и он уплыл отдыхать, а я остался в Вевея. Первоначально проплывая мимо него в Монтре, и выходить не хотел, а ведь местечко в чем-то поинтереснее Монтре будет. Набоков, правда, не жил, но и без Набокова хватает. Например, если пойти от причала правее, то будет сразу три памятника подряд: Михаю Эминеску, Николаю Гоголю и Чарли Чаплину. С Чаплиным понятно, как все, и в особенности еврейского происхождения радетели за счастье трудового народа, сочуствующие тяжкой доле бедняка, он любил жить в Швейцарии и поэтому купил в районе Женевского озера неплохое поместье, и он тут неподалеку, похоронен на местном кладбище. Про Эминеско я знаю, что был такой румынский поэт, памятник ему громоздится на стопках бронзовых книг, сложенных в беспорядке, читается надпись "последний романтик" - но я сразу к Гоголю. Памятник Гоголю представляет собой бронзовый лист бумаги, опоясывающий бронзовой перо, и надпись, свидетельствующая о пребывании классика в Вевее по-французски, уточняет на его "родном" языке, что да, "у мiстi Вевей жив i працював усесвiтно вiдомий письменник Микола Гоголь (1809-1852), нарождений на Полтавщинi". А между прочим, если чуть углубиться в населенный пункт, следуя по направлению к ж/д вокзалу, проходишь мимо дома, где останавливался в 1868 году еще один усесвитно видомий письменник, Федор Достоевский, но о нем сообщается только по-французски и в "братской могиле" имен других известных (мне лично не очень) постояльцев - так вин же быв москаль, нехай москали им и занимаются. Другое дело - Генрик Сенкевич, в чесь которого возле крыльца музея Йениш установлена мраморна доска, тоже все по французски, но персональная и, как сказали бы сейчас, дизайнерской работы, с посвящением великому патриоту и писателю Польши (патриот на первом месте). Вокзал вевейский приятно удивил - старый, но не засранный и не раздолбанный, а просто напоминающий о том, что действительно когда-то были у этого места иные времена и иные посетители, чем мы вот теперешние. Поезд - электричка-электричкой, за четверь часа довез до Лозанны и проследовал дальше в Женеву, а я вышел и решил все-таки познакомиться с городом, где мне предстояло провести или по меньшей мере ночевать следующие дни.

Первый опыт поездки на лозаннском - единственном на всю Швейцарию! целых две линии, пересекающиеся аккурат в районе моего местожительства, о чем отдельно - метро у меня уже был утром, когда я прибыл из Цюриха. Но вечер еще не закончился, свисс-пасс на руках - я захотел убедиться, что мое первое впечатление верное - убедился более чем. Метро в Лозанне - кривое во всех смыслах, начиная с прямого: город поднимается в гору и столь круто (Виктор Гюго будто бы говорил, что его душа овладевает новыми высотами, устремляясь, словно по ступеням, по уровням этого города - вообще похоже на Гюго с его любовью к претенциозному словоблудию), что ветка метро, идущая от порта через вокзал наверх, представляет собой горку, и даже платформы станций, которые почти на каждом шагу, выстроены с наклоном параллельно рельсам, отчего возникает странное ощущение, что ты сейчас покатишься вниз, к Женевскому, нафиг, озеру. Ездят автоматические поезда без машиниста не очень-то часто, ползут со скоростью телеги, особенно когда вниз (из соображений безопасности, очевидно) - правильнее было бы присвоить данному приспособлению статус фуникулера, на метро оно едва ли тянет. От станций на поверхность ведут либо запутанные лестничные лабиринты, проходящие порой через подземные автостоянки, либо лифты, так "поверхность" тут еще и двоякое понятие, лифт может везти вверх, а может вниз, улица-то наклонная, а станция посередине, и из метро в "Лозанне" не только поднимаются, но и "опускаются". Мой отель, кстати, расположен аккурат на перекрестке, тоже единственном на всю Швейцарию, метро-веток, и более того, если б в нем был лифт, то он бы вел прямо на станцию, а из окна моего номера видно часть вестибюля.

Но это обстоятельство выяснилось ближе к вечеру, когда я дополз-таки до отеля и подобрал брошенный там с утра рюкзак, подаренный в свое время каналом ТНТ с логотипом сериала "Универ" (другого не признаю, все, что на мне - подарено или с чужого плеча: и в рубище почтенна добродетель). А пока что, прокатившись до конечной верхней станции, где не увидел ничего нового по отношению к нижним приозерным, вернулся и вышел на станции, которая носит двойное имя, и второе получила в честь покойного Мориса Бежара. Оттуда дополз до кафедрального собора - мощнейшее готическое сооружение, с невероятным центральным порталом, рядом с которым площадка, где днем, видимо, тусуются туристы, а вечером, когда я там был, большей частью бомжи и разные "неформалы". Поглазев на готику и неформалов, спустился к Дворцю Рюминых. Номинально Палас де Рюмин числится по "неоренессансу", но здание до того жуткое, что формальный "ренессанс" тут не годится, это какой-то официозный, на грани дурновкусия, ампир, с элементами действительно ренессанса, с барочными украшениями, в общем, триумф русской души, не оставившей по себе земных наследников лучше швейцарского кантона. Теперь в Палас де Рюмин сразу несколько музеев, но они, конечно, уже были закрыты, и я поехал "домой". На мой рюкзачок уже успели налепить бумажку с номером комнаты, а меня поджидали лишь для того, чтобы выдать мне прилагающийся к ключу проездной на общественый транспорт Лозанны - очень мило, но у меня свисс-пасс, а лучше бы мне завтраки подарили. В номере есть фен и сейф, а телевизора нет, и как же я буду смотреть трансляции с Зальцбургского фестиваля? Шутка, я и в Цюрихе (где не было интернета бесплатного, что намного хуже отсутствия телевизора в гостиничных условиях, и завтрака не было тоже) едва застал "Ариадну на Наксосе", хотя знай заранее, что Рихарда Штрауса передают из Зальцбурга, убрался бы поскорее из Цуга. В сейф мне тоже класть нечего, а вот доступ к сети после недельной интернет-диеты - вещь знатная.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments