Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Красные огни" реж. Родриго Кортес

С самого начала понятно, что главная роль тут - у Киллиана Мерфи (ну для меня-то его роль всегда главная, но это уже отдельный разговор): героиня Сигурни Уивер, хоть это и первая за долгое время серьезная ее работа, погибает примерно на середине действия, персонаж Роберта де Ниро, напротив, примерно к середине появляется во плоти. Но до самого конца лично я не мог предположить, какова может быть развязка, и все гипотезы порушились в финале, при том что задним числом он кажется единственно возможным, логичным и в этом смысле предсказуемым - верный признак отличного жанрового кино.

Маргарет и ее верный последователь Том (Уивер и Мерфи) разоблачают шарлатанов - парапсихологов, экстрасенсов, целителей. Скептицизм ученой дамы неколебим, и даже пребывающий много лет в коме сын не заставляет ее поверить, что есть что-то помимо материального и рационального. Однажды она на секунду усомнилась - когда ее спровоцировал самый опасный из шарлатанов, постоянно уходящий от разоблачения слепой ясновидец Сильвер (де Ниро). Спустя тридцать лет Сильвер снова объявляется на публике и организует публичные сеансы, зарабатывая на них миллионы. Маргарет предупреждает Тома - с Сильвером лучше не связываться, тридцать лет назад пытавшийся разоблачать его журналист таинственным образом умер прямо во время одного из "сеансов". Но Том не отступает - ему подбрасывают мертвых птиц, творятся и более странные вещи, и все-таки ему удается добиться цели. Удается потому, чтоне Сильвер, жулик и симулянт (он даже не слепой, оказывается), а Том обладает сверхъестественными способностями, которые, таки да, все же имеют место быть.

Жанр мистического триллера, даже "с последующим разоблачением", настоятельно предполагает возможность и обязательность "чуда", но я и подумать не мог, что чудо - это Том. А должен был. Иначе для чего звать чудесного Киллиана Мерфи, один взгляд которого стоит любого столоверчения и прочих фокусов. Разоблачать шарлатанов (и не только дурацких целителей, но и жуликов мирового масштаба с их схождением благодатного огня из наполненных горючим газом расщелин) имеет смысл не для того, чтобы уничтожить веру, а чтобы расчистить пространство для нее от разных ублюдков, от банальных "потомственных гадалок" до мусульманской и православной мафии. Киллиан Мерфи, ну то есть его персонаж, неслучайно все время находится "по другую сторону баррикад", он не с той кафедрой, что ищет подтверждения "чудесам", которые так легко опрокидывает Маргарет, но с той, что постоянно опровергает их возможность, поскольку истинное чудо неопровержимо. Тут есть и экзистенциальный аспект - Том пытается убежать от собственных способностей, доказывая их несостоятельность, невозможность подобных явлений в принципе - но в итоге все-таки возвращается к самому себе, принимает свою природу, это не основной мотив фильма, но тоже важный. Вообще "Красные огни" (перевод буквальный, даже черсчур - на ученом сленге Маргарет и Тома это выражение означает нечто, что свидетельствует о подлоге, инсценировке, псевдо-чуде) и проще, чем кажутся, в том плане, что это кино не нагружено некой абстрактной философией, оно обычное, "жанровое", это триллер и ничего кроме, и сложнее, поскольку затронутая тема раскрывается на ярком примере и с максимальной полнотой.

Но неужели Мерфи не носит цветные линзы? У меня был случай лично спросить его об этом, и я не постеснялся воспользоваться - он уверял, что таков естественный цвет его глаз. Но я каждый раз, как вижу его снова на экране, сомневаюсь, а "Красные огни" учат, что на веру ничего применять нельзя, и методология персонажей картины предполагает: либо сведения неточные, либо что-то напрасно принимается как данность изначально.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments