Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Без мужчин" реж. Алиса Хмельницкая, Резо Гигинеишвили в "Закрытом показе"

В одном Гигинеишвили не слукавил - картина действительно так криво прошла в прокате, что я ее там в свое время не успел выловить, и редкий случай ("редкий случай" - формулировка, постоянно звучавшая при обсуждении в студии), когда я впервые смотрел кино именно в "Закрытом показе", и больше меня интересовал фильм, а не дискуссия вокруг него. Но в остальном все сказанное гостями и особенно членами съемочной группы к сути дела отношения не имеет, начиная с того, что "Без мужчин" - кино "зрительское". Может, для того и позвали "гигиенишвили", чтоб потрафить широкой публике (насколько я понимаю, вдохновительница проекта - его сорежиссер и сопродюсер, а Гигинеишвили подключился на более поздней стадии), а только источником вдохновения создателям картины изначально служило скорее творчество Катрин Брейя, нежели Георгия Данелия.

Авиарейс на Пермь отменен из-за неблагоприятных условий на месте прибытия. В автобусе до отеля подвыпившие горе-пассажиры начинают приставать к молодой девице, и тетка постарше дает им отпор - лупит по башке одного и другого. Женщин это сближает настолько, что они отправляются в путешествие по ночной Москве - и судя по тому, как оно в фильме организовано, сорежиссеры очень давно, а вернее никогда в жизни не пользовались московским общественным наземным транспортом (или это, как и все остальное, по заверения Гигинеишвили, попытка придать происходящему комедийной условности). По ходу выясняется, что молодая выходит замуж и летит в Пермь к жениху, а та, что постарше - разводится и ее после 23 лет брака муж бросил, поэтому ей нужен мужчина. Но поход в эротический клуб заканчивается полным фиаско - стриптизер во время вип-обслуживания признает в клиентке музейного работника, которая когда-то показывала ему мамонта, после чего настроение тетки ухудшается настолько, что она отправляется к безотказному бывшего однокашнику по институту. Молодая всю дорогу переживает за судьбу пострадавших от удара чемоданом, но скоро ей выпадет случай отблагодарить спасительницу - ударить облезлого однокашника, который вознамерился сделать старой приятельнице массаж. Потом еще раз - стукнуть мужа-изменника, который, правда, окажется совсем чужим мужем, случайно попавшимся под руку. Ничего не остается тетке, как в обществе новой подруги метаться от немецкого коллеги-музейщика в стриптиз-клуб, оттуда на работу к дочери, а дальше в поисках беглого мужа на вокзал - она к этому времени уже нагрузилась как следует, а ведь у нее в чемодане пистолеты старинные, раритетная вещь, за ней многие музеи охотились, а досталась вон кому.

Фильм как бы про мужчин и женщин, как бы женский взгляд на мужиков. Взгляд этот по сюжету сводится к позиции красноармейца, поэтически выраженной в стишках Демьяна Бедного: "а с злодеем-кулаком вся беседа - в брюхо толстое штыком мироеда". Что не все так просто, можно уяснить скорее из стилистики фильма - благодаря которой, очевидно, он и не пошел широким экраном в надлежащий срок, а теперь демонстрируется в "Закрытом показе", а не в воскресный прайм-тайм. Медийных друзей, стало быть, "гигиенишвили" собирал понапрасну, пиар-эффекта фильму не добавили ни эпизоды с Петром Федоровым (стриптизер, не забывший экскурсии к мамонту), Антоном Шагиным (милиционер, который просит женщин подтолкнуть служебный уазик, а потом уезжает), Артуром Смольяниновым (бывший жених молодой героини), Михаилом Пореченковым (случайный мужчина в гостиничном номере, которого брошенка ошибкой принимает за неверного мужа) а также участие обеих сестер Михалковой, Анны во второстепенной роли, Надежды - в главной, в дуэте с Верой Воронковой. Несомненно, интрига вышла бы намного напряженнее, окажись на месте Веры Воронковой Анна Михалкова, она же сыгала-таки музейщицу чуть позже в "Кококо" Смирновой, и как сыграла, несравнимо талантливее своей младшей сестры, не говоря уже о Воронковой. Но это еще слава Богу, что Гигинеишвили к моменту съемок "Без мужчин" развелся с Настей Кочетковой и женился на Наде Михалковой - с Кочетковой (если кто такую помнит девушку - "Фабрика звезд-4", а потом "Жаrа") картина приобрела бы совсем иной оттенок, еще менее зрительский и коммерческий, но точно не более артхаусный. Кроме всего прочего, Михалкова намного интереснее смотрится за решетой ментовского "обезьянника", куда героини попадают тоже, чем могла бы смотреться Кочеткова.

По сюжету в какой-то момент у героинь возникает подозрение, что беглый муж одной и жених другой - это один и тот же мужчина, и дело идет к дуэли на раритетных пистолетах, но кто способен досмотреть такую хрень до этой минуты, вряд ли придет в восторг от подобного поворота, а кто пришел бы, давно плюнул и переключил канал, а в кинотеатр просто не пошел бы, тем более, что эта часть аудитории уже видела фильм "Елки" с очень похожим сюжетным мотивом. А единственная линия, которая способна тронуть по-настоящему, связанная с немцем-музейщиком (замечательная работа Александра Сирина), который сравнивает свою коллегу с Каролиной Шлегель, проходит через весь фильм пунктиром, но постоянно рвется и никуда не ведет. Но вообще Гигинеишвили при любом раскладе приличнее Андреасяна, смотреть можно, особенно когда по телевизору показывают с доставкой на дом. Да я и не сомневался, что "Без мужчин" в каком-нибудь виде да покажут. Вот если у Гордона пойдет "Портрет в сумерках" Ангелины Никоновой (а ведь это, в отличие от совместного производства Хмельницкой-Гигинеишвили, и есть настоящий, принципиальный и безжалостный взгляд в том числе и на проблему "мужское-женское" - куда там Катрин Брейя, отдыхает Брейя) - это сильно скорректирует мои представления о возможном и невозможном.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments