Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

срок годности

Самый безумный для меня ММКФ за последние годы - из двенадцати дней, считая и ни пресс-показов, полностью фестивалю удалось посвятить только два, и самые неудачные, а на пресс-показы в день закрытия просто не пошел, дома остался лежать - нечего было там смотреть, ставить галочку возле румынской нудятины на два с половиной часа"За холмами" хваленого-перехваленого Мунджу посчитал излишним, "Магазинчик за углом" Любича видел до этого (но как же это странно, ставить пресс-показ картины 1930-х годов, да еще по окончании основной программы), Косаковский шел в девять утра, это полное безумие, все остальное не заинтересовало в принципе. Фильмы открытия и закрытия не смотрел тоже - "Духлесс" поставили в девять утра, а он скоро выходит в прокат, Оноре, наоборот, в семь вечера - тоже неудобно до невозможности. Но и в остальные дни было мусора больше, чем обычно, и меньше чем обычно, хороших вещей. Слабость конкурса заставила вспомнить начало 00-х, в предыдущие годы набор конкурсных картин был намного сильнее. Ася Колодижнер, с которой мы разговорились в холле "Художественного" накануне закрытия, отметила наличие мексиканской картины как повод для гордости - у меня же при просмотре "Срока годности" терпения хватило лишь на несколько минут. Не было программ "Социалистический авангардизм" и "выбор поколения" - мы об этом тоже говорили с Асей Колодижнер, она сказала, что то и другое вернется в обновленном виде, с новыми идеями, но это ж надо еще дожить. Ретроспективы тоже дежурные, по большей части, за исключением "Магии Любича", бессодержательные - любительский Юньфань, хрестоматийный Юниверсал, скудный Бабенко, оказавшийся в этом списке лишь потому, что возглавлял жюри из таких же проверенных товарищей (Юньфань, стоит признать, нашел своего зрителя и в этом смысле его ретроспектива имела успех, не в пример прочим), чрезвычайно странная германская подборка - хотя показ "Еврея Зюсса" сам по себе, безусловно, событие.

Я для себя открыл Любича - то есть могу считать, что фестиваль в личном плане удался. Лучшим из увиденных фильмов, среди всех конкурсных и неконкурсных программ, не считая ретроспектив (Любич и Ланг вне конкуренции) с уверенностью назову "Рай. Любовь" Ульриха Зайдля - высочайшего класса художественное произведение, актуальное до боли и безупречное по форме. Зайдль должен выйти в прокат уже скоро, до конца лета, и надеюсь, что это случится, хотя с трудом представляю в прокате картину, где столько планов с крупными черными хуями, в том числе стоячими. С "Последней сказкой Риты" ситуация проще, там ни хуя нет крамолы, хотя православные всегда могут найти к чему придраться - во всяком случае, я фильм уже посмотрел, и посмотрел с наслаждением.

Каждый год образуются "долги", в том числе и такие, которые так и остаются "неоплаченными" - я помню все фильмы за все годы, представлявшие для меня интерес, но по разным причинам пропущенные и нигде потом не всплывавшие: "Тупицы", "Про богов и людей" (тоже вот обещали через месяц после фестиваля в прокат выпустить, два года прошло - и где? а променял я эту картину, смешно сказать, на бразильскую херню про трансух, более жалкую, чем даже какой-нибудь Хуйвань, забыл уже, в чем там суть приключилась, а о том, что "Про богов и людей" не посмотрел, до сих пор не могу забыть), ретроспектива Сколимовского... В этом году, наверное, стоило все-таки заставить себя досидеть до конца "Срока годности", и хотя бы кусок отхватить от эстонского "Идиота" - учитывая, что чисто теоретически, методически правильнее отдавать во время фестиваля предпочтение тому, что потом точно нигде не увидишь (хочется же смотреть не просто экклюзивное, а еще и хорошее, достойное, по-настоящему заслуживающее внимание - тут налицо противоречие теории и практики), а вольную эстонскую экранизацию Достоевского, снятую в заброшенных монастырях, определенно не покажут нигде, может, целиком 130 минут - это и непосильное испытание, но на полчасика забежать стоило бы, да не добежал, сил уже нет: почти каждый день фестиваля зато ходил в театр, много видел, в том числе неплохого, но и там много пропустил, особенно жалко режиссерскую лабораторию в МХТ - только один из четырех проектов сумел посмотреть. Любича посмотрел не всего даже из того, что предлагали, но сразу переедать, может, и не стоило, жалко только "Горную кошку" - где бы ее взять? Мимо меня также пролетели - то есть это я пролетел, наверное - новые фильмы Шлендорфа, Гондри, Херцога и Каракса, и остается только надеятся, что небезнадежно. Осознанно не пошел на "Замочную скважину" Мэддена - первым моим знакомством с Мэдденом была, и тоже в рамках ММКФ в свое время, "Самая печальная музыка на свете" - вероятно, лучшая из его работ, тогда она на меня произвела большое впечатление, но Мэдден приблизительно одинаковый весь, первый раз он изумляет, на второй и третий его по инерции используемые приемы в отсутствии принципиально новых идей приедаются, на четвертый раздражают - ну вот, на пятый (а после "Самой печальной музыки я смотрел еще "Врезалось в память", "Архангельск" и что-то четвертое) я просто не пошел. По поводу "Орды" не расстраиваюсь, будет случай - погляжу, не приведется - и хрен с ней.

В предпоследний день все-таки пошел "кусочничать". Заглянул на конкурсный иранский фильм "Взрослея вместе с ветром" - я ведь познакомился с режиссером, Рахбаром Ганбари, на вечеринке в Инда-баре (то есть это он со мной познакомился), а когда узнал, что я журналист, пожаловался на фестивальное издание "Манеж в Октябре": сказал, что статья, которая там напечатана про его фильм - вовсе не про его фильм и рецензент ничего в нем не понял. Я спрашивал, какие еще конкурсные картины он смотрел - режиссер сказал, что видел "Одинокий остров", я поинтересовался его впечатлениями - и получил ответ: это, мол, "телевизионное кино". Не знаю, какое кино показывают по иранскому ТВ, но вообще-то "Одинокий остров" - кино как раз нормальное, не бог весть какое выдающееся, но настоящее, неглупое, серьезное. А вот "Взрослея вместе с ветром" - типичное иранское: яркие цвета, минимум действия, мальчик гоняет баранов по пустыне, а хочет учиться в школе, но отец против, считает образование излишним. Кстати, как раз рецензия, которая показалась режиссеру неадекватной, по-моему, очень точно сравнивает иранскую картину с образцами национальных среднеазиатских кинематографий советского периода - у меня возникла та же ассоциация: подросток тянется к прогрессу, а патриархальное общество сопротивляется веяниям времени несмотря на то, что чабаны охотно ставят на юрты спутниковые антенны. Актер, который был вместе с режиссером на вечеринке, как я и предполагал, играет в фильме не главную роль, просто десятилетний мальчик, видимо, приехать не смог, не отпустили его "на запад" (там ведь в Иране с духовностью дела обстоят так хорошо, что и Россия в сравнении с исламской республикой - западное либеральное государство, но ничего, скоро положение исправятся и русские по части духовности догонят и перегонят Иран), а его персонаж - приятель юного героя, тоже пастух, такой дебиловатый, который пытается прикрыть подрастающего интеллигента от родительского гнева, но только портит все. Кстати, наши иранские друзья в "Инда-баре" понемногу пили вино и говорили, что вообще им нельзя, но на вечеринке немножко можно - то есть им тоже есть куда развиваться в духовном плане, может даже полезно будет режиссеру еще разок в тюрьме стражей исламской революции посидеть, коль скоро одного срока не хватило.

"Поближе" Мэтью Петока меня заинтересовало с самого начала по аннотации, но смотреть пришлось в два приема - в первый раз вынужден был уйти, на следующий день отправился досматривать. Хороший фильм, не уникальный, просто хороший: мать-одиночка воспитывает двух детей подростков, которые друга дружку того гляди без глаза оставят (хотели колонки на стену повесить, дрелью младшему роговицу повредили), а она чувствует себя еще молодой, да и выглядит неплохо, водит мужиков, да мужики все какие-то не те. Парни, со своей стороны, тоже открывают для себя секс, старший уже по полной программе, с девочкой из школы, младший пока что дальше поцелуйчиков в своих опытах не идет. Стоит сравнить "Поближе" с "Сексуальной жизнью французской семьи" - сходство есть на уровне замысла, темы, проблематики, но исполнение совершенно разное: манерное и лицемерное порно Барра&Арнольда - и тонкое, сдержанное, целомудренное кино Петока, по духу где-то даже бергмановское, ведь и мать, и сыновья приходят в итоге к выводу, что секс - это связь в любом случае временное, а родители с детьми связаны куда прочнее, и в финале, когда мать с детьми отправляется кататься на карусели, отношения между ними проясняются, бывшие до того напряженными, налаживаются.

"Срок годности" Кении Маркес я посмотрел слишком мало, чтобы делать однозначные выводы, но мне трудно отделаться от мысли, что достоинства мексиканской конкурсной картины сильно и искусственно преувеличиваются по причинам, мне непонятным. Трехчастная, насколько я слышал, композиция предполагает взгляд на одно и то же событие с разных сторон. Я не досмотрел до конца первой части, где мать ищет пропавшего (насколько я уловил, убитого) сына, который ее донимал своими придирками, а ее все отфутболивают с ее бедой. По-моему, такого в кино давно уже много, с избытком, чтобы придавать значение очередной аналогичной картине - одной больше, одной меньше.

"Химидзу" (реж. Сион Соно) - претенциозная японская драма о подростковой любви на фоне последствий недавнего землетрясения и аварии на АЭС. В снах юного героя возникает под музыку реквиема "тарковский" помоечных пейзаж, подросток находит пистолет и стреляется, наяву дело ограничивается (на тот, по крайней мере, момент, до которого я досидел на сеансе) драками, отец пьет и бьет, а мальчик вроде хороший, и подружка у него есть. Химидзу по-японски - вроде как крот, символика заглавия, видимо, предполагает мотив ухода от внешних обстоятельств, желание закопаться в землю и не видеть того, что на ней происходит вокруг. Но все это тоже на два часа - времени не было, да и терпения.

По моим наблюдениям (и официальные цифры из касс их, похоже, подтвердают), в этом году очень мало было зрителей "с улицы", публики по купленным билетам - год назад гораздо больше: свидетельство в пользу слабости фестивального репертуара скорее косвенное, явно имеются и другие факторы падения ажиотажного спроса среди "лохов" (старухи-спекулянтки все-таки что-то наторговали - пока "каратели" тупо шпыняют аккредитованных на входе, эти твари за углом у касс занимаются своим делом без всяких препон со стороны организаторов), но тем не менее сей факт о чем-то да говорит.

Церемонии открытия и закрытия беспрецедентно скомканные, но в случае с закрытием надо еще понимать, что несчастные випы в ожидании банкета (если только их не сразу после официальной части забрали) почти два с половиной часа смотрели фильм Кристофа Оноре. Сам я на его пресс-показ не пошел, но слышал, что зрелище физически невыносимое даже для заинтересованных и привычных зрителей, а не то что для представителей светской тусовки. Кстати, с творчеством Оноре я впервые познакомился именно благодаря ММКФ, в 2004-м - "Моя мать" была ужасная, но хотя бы недлинная. Да ведь надо было как-то связать награждение Денев с программой, а других фильмов с ее участием на фестивале не нашлось даже в ретроспективах, других же охотников, готовых притащиться в Москву за никому не нужным призом, на нашлось и подавно, на ММКФ ведь не те приезжают, кого награждают, а награждают тех, кто приезжает. А Денев - из числа тех же проверенных временем товарищей, что и члены жюри, она, вообще-то, хорошая, и я ее очень люблю, оттого особенно противно видеть ее здесь и в таком жалком качестве. Зара пела Леграна из "Шербурских зонтиков" - дурновкусие хода сопоставимо разве что с его предсказуемостью. Вручал Мединский, и Денев, как видно, не сразу поняла, что он - министр, видимо, нигде больше министры культуры не могут быть настолько похожи на задроченных провинциальных клерков. Он же умудрился облажаться, не отдав цацку в руки Денев - вот же чмо.

Михалков, намекая снова, уже практически ритуально, на необходимость для фестиваля собственного здания, гордостью демонстрировал снимки с показов российской программы в Доме кино - нисколько не сомневаюсь, что ажиотаж там был, и не искусственно нагнетаемый, я и сам однозначно предпочел бы русскоязычные фильмы многим импортным, поскольку уверен больше и знаю лучше, чем православные патриоты, что современное российское кино в целом и в среднем интереснее, разнооразнее и просто объективно лучше европейского, исключая отдельные вершины последнего, но гордиться тут нечем, и тем более лично Михалкову, а если объявить бесплатными сеансы любой из программ в "Октябре" - от "Октября" и фундамента не останется, так что рецепт успеха до неприличия прост.

Еще несколько наблюдений из телеверсии. Этнический поляк Павел Павликовский, член жюри документального конкурса, еще подростком покинувший родину, числящийся британцем и живущий в Париже, к радости русских извинялся за польских фанатов - зачем? или его пытали? или ему за это отдельно заплатили?! В позапрошлом году чешская актриса, получившая приз за лучшую роль, напомнила православным людоедам об оккупации своей страны - сколько было русской вони, до сих пор вспоминается. А тут от имени всей Польши выступает с непрошеным покаянием перед русскими британский гражданин из Парижа - вот русским радость-то привалила, в следующий раз они его пригласят и основной конкурс судить, там, поди, гонорары-то повыше для таких вот опытных членов предусмотрены. Правда, тот же Павликовский походя вспомнил про документалку об арт-группе "Война", при оном упоминании которой перекосило рожу Мединского - и его, сидящего в зале, не преминули показать крупным планом. Разбежкина, председательствовашая в жюри "Перспектив", после вручения приза британским "Разрушителям" как лучшему фильму конкурса "Перспективы" (тоже не посмотрел, хотя Камбербетч в главной роли меня поначалу привлек - но не случилось, и не уверен, что потеря велика, есть предчувствие, что это очередной ординарный британский опус, каких я видал уже слишком много), пошла лобызаться с дорогим Никитой Сергеевичем - видимо, из соображений холопа Савельича: "плюнь да поцелуй злодею ручку". А Бабенко проговорился, что пригласили его как рядового члена жюри, а председателем он стал неожиданно (значит, кто-то более именитый в последние дни сорвался, как уже не раз случалось). Режиссер церемонии, между прочим - Феликс Михайлов, прославившийся трогательным и полулюбительским фильмом "Весельчаки" про геев-трансвеститов - кому ж еще отвечать за оргию православной духовности с участием Михалкова и использованием в качестве дилдо статуэток Святого Георгия?

из фильмов-призеров я мало что видел, впрочем, я вообще не особенно следил за основным конкурсом, выбирая только то, что мне было любопытно, а именно - прибалтийские картины, Литвинову, ну и немного что придется. Не смотрел и "Орду", получившую сразу два приза - за лучшую режиссуру и за лучшую женскую роль Розы Хайруллиной. Очень может быть, что решение объективное, а призы заслуженные -
российские фильмы имеют в конкурсе ММКФ фору не только потому, что "проверенные товарищи" в жюри подсуживают русским, просто от России в конкурс ММКФ часто попадают действительно наиболее яркие опусы из местных, а зарубежные Москве достаются в основном те, которые не разобрали по более приличным фестивалям, отбросы, то есть.

Спецприз "Сроку годности" надо рассматривать как утешительный - так что ладно уж, переживу, что ушел с показа. Кения Маркес больше отличилась благодарственной репликой насчет честных выборов в Мексике - наверняка мексиканские выборы пройдут столь же честно, как и российские, и московско-фестивальные, в частности, а нескольких минут от начала картины мне хватило за глаза, вот что хотите говорите. Зато "Отбросы", также отхватившие двух "георгиев", я смотрел от начала до конца в первый день пресс-показов. Бабенко, оговаривая возможные придирки к решению жюри, охарактеризовал опус прижившейся в Британии индуски как "кино будущего", однако я не просто надеюсь от всей души, что это не так, я практически уверен, что это не так. То, как работает в "Отбросах" награжденный за лучшую мужскую роль Эдди Марсан - роль как роль, яркая скорее за счет внешних эффектов (бомжующий депрессивный алкоголик всегда выигрывает в таких случаях у персонажей нормального человеческого вида), ничего выдающегося или экстраординарного даже на фоне прочих отбросов с истекшим сроком годности.

А после всей этой убогой бодяги Первый канал словно в насмешку (уж у кого, а у Константина Львовича вкус отменный и с чувством юмора полный порядок) пустил "Меланхолию" Триера, которую я год назад большими организационными трудностями смотрел год назад опять-таки в рамках ММКФ, не дождавшись шести дней до выхода картины в прокат:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2045061.html

И уже на первом кадре с открывающей под Вагнера глаза Кирстен Данст я заново испытал трепет. Хотя, признаюсь откровенно, потом, когда "Меланхолия" шла в прокате, несколько раз заходил в залы специально на заставку фильма, изысканно-вычурную до кича, которая сама по себе - шедевр современного искусства, рассматривай ее по части кино или видеоарта - неважно. Так вот "Меланхолия", а вовсе не какие-то увешанные самоварного золота русскими побрякушками, и есть кино будущего, и не только потому, что картина невероятная по силе и глубине мысли и совершенная по форме высказывания, но еще и потому, что напоминает: будущего не будет.

"Я хочу предложить тост: за жизнь".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments