Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

WWB@LLET.RU в Большом театре

Все еще идет и проходит мимо меня кинофестиваль - до кино ли, когда такое дело. Программа, составленная из спектаклей балета Сан-Франциско, Монте-Карло и собственно Большого на его новой сцене разбита на два дня и необычайно интересна.

"Классическая симфония" Посохова, посвященная Пестову, принципиально отличается от балета Лавровского на ту же музыку Прокофьева, у Лавровского на первом плане - кордебалет, у Посохова - дуэты солистов в первых двух частях, третья, "Гавот" - чисто мужской ансамбль с небольшими сольными вариациями, построенными в основном на прыжках, финал начинается как женский кордебалет, но к нему присоединяются солисты, и весь состав снова разбивается на пары. Разворачивается действо на фоне задника, средствами компьютерной графики аскетично обозначающего интерьер парадной дворцовой залы. Среди солистов выделяется главная мужская партия, которая досталась Семену Чудину, хотя у Овчаренко партия по объему ненамного меньше и моментами, пожалуй, выразительнее. Постановка Посохова, может быть, и не отличается оригинальным хореографическим языком, но концептуально идет от Прокофьева и представляет собой такую же аккуратную стилизацию под классический танец, как 1-я симфония - под музыку венских классиков.

"Дафнис и Хлоя" Жан-Кристофа Майо в исполнении уже довольно немолодых, но в прекрасной форме пребывающих четырех солистов балета Монте-Карло - еще один отсыл к искусству начала 20 века: музыка Равеля, сценография в виде конструкции, составленной из экранирующих трапецевидных пластин, на которых воспроизводятся слайды с эротической графикой. "Дафнис и Хлоя" во всей рассчитанной на два дня программе - пожалуй, самая интересная вещь. Чувственность хореографии Майо мне не кажется ни изысканной, ни хрупкой, в ней нет намека на манерность, наоборот, это танец энергичный, мощный, страстный, где-то резкий. Насколько мне удалось считать замысел постановщика, в спектакле на основе античного романа Лонга рассказывается история любви, вписанная в миф, один ее план - любовные переживания людей, второй - люди и боги. В спектакле две пары, первая пара - очевидно, Дафнис и Хлоя, и первые эпизоды спектакля представляют собой развернутый лирический дуэт. С появлением второй пары драматургия танца усложняется, а собственно пластика, поначалу нервная, изобилующая мелкими деталями (персонажи ведь впервые переживают сексуальную горячку, их тела влекутся друг к другу, но не сразу оказываются способны к полноценному взаимодействию, и средством танцевальных движений это в хореографии Майо передано фантастически точно) в последующих эпизодах наоборот, становится более строгой и ясной, но по мере развития темы обе пары приходят к экстатическому единению.

"Dream of dream" Йормы Эло - бессюжетный, но в отличие от "Классической симфонии" Посохова, не декоративный балет на музыку 2-го концерта Рахманинова для пяти пар, главную из которых составляют Чудин с Александровой, и солистки. В сольной партии, олицетворяющей, при таком выборе музыкальной основы, надо полагать, "загадочную русскую душу", выступает Екатерина Шипулина. Их всей программы постановка Эло мне показалась наименее значительной, а учитывая, что музыка рахманиновского концерта использована полностью, без купюр, еще и неоправданно затянутой. В третьей части, правда, есть энергичные мужские соло и трио (Чудин, Овчаренко, Лантратов), а во второй, медленной и лирической, симпатичные женские ансамбли, но в целом мечты Эло об условно-абстрактной России и ее не менее мифическом "русском балете" с соответствующими пластическими цитатами, слишком предсказуемы и я бы даже сказал, слегка спекулятивны.

Вообще вопреки общему для вечеров названию, ассоциирующемуся с интернетно-цифровой эпохой, программа в целом обращена скорее в прошлое, чем в будущее, и выстроена с оглядкой если не на кондовую классику, то на ранний модерн. Это касается и дивертисмента от балета Сан-Франциско, довольно однообразного, на мой вкус. Большая часть номеров поставлена худруком труппы Хельги Томассоном, и в основном это дуэты. Хотя в "3-м и 4-м движении из Трио" на музыку Чайковского работает вместе с основной парой также и кордебалет, сначала чисто мужской, потом смешанный, и в Па де де из "Дома танца" Дэвида Бинтли на музыку Шостаковича на короткое время возникает на заднем плане у балетного станка третий танцовщик. Еще одно Па де де в постановке Кристофера Уилдона на музыку Вивальди - сомнамбулический дуэт, какие я у Уилдона уже видел. Поинтереснее остальных Па де де из "Симфонических танцев" Эдварда Льянга на музыку Рахманинова (опять), но и это довольно обычная, симпатичная лирическая абстрактная фантазия. Я бы весь дивертисмент променял на повтор "Дафниса и Хлои" Жан-Кристофа Майо - вот это действительно супер-балет, и современный, и обращенный к традиции, и исполненный на высшем уровне.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments