Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"80 миллионов" реж. Вальдемар Кшистек (ММКФ, конкурс)

Три года назад Кшистек показывал в конкурсе ММКФ "Малую Москву" - русских устроил этот компромиссный фильм, его осторожная, боязливая, угодливая позиция в отношении к русским оккупантам, навязавшим Польше свой людоедский антихристианский коммуно-православно-фашистский режим:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1450465.html?nc=19#comments

В "80 миллионах", где речь идет о реальных событиях начала 1980-х годов, связанных с национально-освободительным рабочим движением против принесенного в Польшу русскими псевдо-социализма, тоже прослеживаются попытки компромисса (например, могилы так называемых "воинов-освободителей" крушат провокаторы из ГБ, активисты же "Солидарности" их ловят и разоблачают - хотя если б не те "освободители", пусть их в аду черти в жопу трахают, Польша не превратилась бы в провинцию царства Антихриста, и эти проклятые "освободители" не заслужили ничего лучшего, чем чтобы их скотомогильники сровняли с землей, а гнилыми костями зарядили пушку и выстрелили в сторону Москвы), однако в целом картина получилась более последовательная и принципиальная.

Серьезными художественными достоинствами "80 миллионов" не обладают и вряд ли рассчитывают на высокий статус - это зрительское, зрелищное, жанровое кино, по сути, если оставить в стороне историко-политико-идеологический контекст - авантюрная комедия, отчасти в духе Юлиуша Махульского. Несколько активистов должны забрать из банка и спрятать огромную сумму денег (80 миллионов злотых), составляющих фонд "Солидарности", предназначенный для помощи жертв режима. По следам молодых людей идет ГБ и особенно ретивый офицер Собчак (так уж совпало), который вслух тоскует по временам, когда "чекистам" не нужно было соблюдать юридические процедуры. Разумеется, фанатик-сталинист на поверку окажется самым обычным выжигой, который захочет долю в 25 процентов от общего капитала фонда - и только, но ради этого он преследует и пытает. Впрочем, все его старания напрасны, и, собственно, фильм объясняет, почему - потому что кучке запуганных партийных идиотов и примазавшихся к ним корыстолюбцев-садистов противостоит не кучка высокоидейных борцов с несправедливостью - навязанному русскими коммуно-православными фашистами строю противостоит единым фронтом весь польский народ: от рабочих типографии, подпольно печатающих нелегальные газеты, до председателя национального банка, позволяющего активистам уйти с деньгами ценой собственной карьеры, от молодых интеллектуалов до ветеранов второй мировой (ключевая фигура в сюжете - бывший агент Армии Крайовой, заброшенный в Польшу из Британии еще в 1942 году, приговоренный режимом русских оккупантов к смерти, но сумевший скрыться), не говоря уже о Церкви.

В этом смысле "80 миллионов", при всей их художественной ординарности, несут на себе уникальность польского кинематографа - в то время как весь свободный мир, впав в безумие, добивает остатки христианской цивилизации, то есть того фундамента, на котором стоит и без которого окончательно рухнет, а русские звери взамен пихают повсюду свою гнусную православную туфту, в польских фильмах церковь неизменно стоит вместе с народом в горе и в радости, и в сражении с русскими захватчиками и местными коллаборационистами в том числе. Деньги "Солидарности" персонажи прячут во дворце архиепископа, а когда нужно спасти их от инфляции и обменять на доллары, то, напомнив наскоро притчу о десяти девах, священники отправляются нелегально скупать валюту - героизм сюжета не отменяет юмора, возникает масса комических ситуаций, особенно когда гэбист Собчак заявляется во дворец архиепископа и требует своей доли, забывая, что его же "товарищи" установили здесь прослушку, и тем самым разоблачает сам себя - это, конечно, чисто "жанровый" прием, но работает он безотказно. Помимо того, как удалось полякам сбросить русское ярмо, фильм косвенно дает понять также, почему русским свиньям никогда ничего не светит лучше их грязного вонючего православия. Казалось бы, русских в наличии поблизости нет (они есть в Легинце - об этом и рассказывал Кшистек в "Малой Москве", но действие "80 миллионов" происходит во Вроцлаве), однако понимание, что эти подонки могут в любой момент ворваться в страну, в дом, и снова, как в 1940-е, убивать, грабить, насиловать, не отступает. Жена говорит одному из героев: "Мне приснилось, что пришли русские и тебя поставили к стенке", она же потом, когда вводится военное положение и за окном по улице едут танки, спрашивает - "наши или русские?" - и отчасти успокаивается, что пока еще не русские, хотя танки есть танки. После показа, правда, кто-то в зале пытался кричать "Россия без Путина" и что-то еще в том же духе, но это не от большого ума и просто смехотворно, крикуна даже не было слышно за музыкой на титрах, да и при чем тут Путин? Я в этой стране давно живу, прекрасно помню ее и без Путина - без Путина еще хуже.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments