Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Чародейка" П.Чайковского в Большом театре, реж. Александр Титель

Наверное, Большому был необходим такой оперный спектакль под занавес первого сезона на отреставрированной основной сцене - постановка заведомо компромиссная в своих попытка как-то примирить "чаяния народные" с современными тенденциями и хоть какими-то понятиями о вкусе. Система деревянных мостков и компьютерная видеоинсталляция с условно-приокским пейзажем на заднике от Валерия Левенталя вряд ли может всерьез раздражать даже самых ортодоксальных ревнителей старины, но я не уверен, что она их сильно порадует - для такого сорта публики, любителей роскоши самоварного золота, предложенное оформление чересчур стильное, то есть по их понятиям, "бедное", а деревянная сторожевая башня во втором акте, наклонившаяся над Окой на манер пизанской, и совсем уж кубистская избушка в третьем, может вызвать вопросы - зритель же, у которого подобные вещи вопросов не вызывают, с трудом найдет для себя в спектакле что-нибудь захватывающее. Можно было бы сказать - помимо музыки, да ведь и музыка "Чародейки" - однообразная, невыразительная, избыточная - три с лишним часа эта бодяга идет! Уж как ее сам автор ни переделывал, как ни вымучивал - что-то у него изначально не задалось, да и не мудрено при либретто с сюжетом, где страсти в клочья (жена травит мнимую соперницу из ревности, муж из ревности к убитой закалывает насмерть сына... и все это на фоне русской природы и нижегородской старины) и виршах, сочиненных будто человеком, для коего русский язык не родной, такие там обороты, такой порядок слов специфический (и ничего страшного, что соблюдая ритмический рисунок фразы, солисты по ходу "переделывают" текст партий, меняя отдельные слова и целые синтагмы - хуже от этого либретто не становится). При том что не знаю как на премьерных спектаклях, а Лазарев на генералке как будто торопился, и начал минута в минуту, и темп задавал, особенно в первых двух актах, такой, что за мыслью дирижера с трудом поспевали оркестранты, не говоря уже про хор. Подстать музыке и мизансценирование Тителя - при отсутствии концептуальных открытий яркими деталям постановка также не блещет. Ну есть диковатый танец скоморохов в масках ближе к концу первого акта, а в остальном - излюбленная Тителем массовая статика, иногда она работает удачно (в "Сказке о царе Салтане"), иногда не очень (в недавней "Войне и мире"), а в "Чародейке" она не срабатывает вовсе. И странно, например, что душераздирающее объяснение в третьем акте происходит в присутствии множества посторонних молчаливых фигур - свидетели тут явно лишние. Зато никакого "надругательства над классикой" и "оскорбления святых чувств". Но самое большое разочарование связано с главным героем - парень изрядного довольно-таки возраста против воли участвует в убийствах, в одном убийстве, в другом, причем убивают его знакомых, ему это не нравится, но он участвует, ему это страшно, до тошноты не нравится, а он продолжает участвовать, и нет никаких потуг со стороны режиссера понять, а в чем, собственно, дело, почему он не может прервать цепочку преступлений или по крайней мере самому так или иначе выскочить из этой карусели.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments