Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Вопль впередсмотрящего" А.Гаврилова, лаборатория "Здесь и сейчас" в МХТ, реж. Борис Павлович

К сожалению, не читал текстов Анатолия Гаврилова, но у меня есть ощущение, что их можно было освоить театральными средствами более интересно и адеватно. Лабораторный эскиз - формально еще не спектакль, но все-таки если режиссер что-то придумал, то и по эскизу можно понять, что именно и насколько удачно. Павлович, по-человечески достойный и симпатичный, насколько я могу судить уже не первый раз, плохо чувствует природу литературного материала. В своей кировской инсценировке "Толстой тетради" Аготы Кристо он начисто проигнорировал стилистику первоисточника, ограничился пересказом сюжета, и как результат, выдал на основе одной из самых интересных европейских книг последних десятилетий плоский, ординарный и скучный спектакль. С "Воплем впередсмотрящего" еще сложнее - у Аготы Кристоф из книги хотя бы повествовательную структуру можно вычленить, а тут - полифония голосов, где в лирическом монологе рассказчика-повествователя субъективные наблюдения, воспоминания и фантазии перемежаются с литературными аллюзиями, с цитатами из хрестоматийных текстов, с более или менее явными реминисценциями, прежде всего, к "Чайке" Чехова (что меня, разумеется, особенно зацепило), планы о поступлении во флот - с упоминанием о репетициях "Чайки" и лейтмотивом "холодно, пусто, страшно". Кастинг в данном случае тоже представляет собой отдельную проблему. Привычно, органично и уверенно в предложенной драматургической форме себя чувствует только Сергей Медведев, его чисто условный "человек в белом плаще" оказывается на своем месте. Тогда как остальные, и в том числе замечательная Янина Колесниченко, и яркие, эмоциональные братья Панчики, задействованные Павловичем на пару, пытаются в условно-абстрактных "говорящих головах", у которых и имена-то не всегда имеются (у персонажа Колесниченко как бы имеется, но это также условность) находить какие-то характерные черты, работать с предметами, с атрибутикой (Колесниченко, например, шинкует капусту - потом Медведев ее подъедает) - все это впустую. Ну а в главной роли рассказчика-повествователя, обозначенного как Автор, трудно представить кого-нибудь менее для этого подходящего, чем Алексей Шевченков - и по фактуре, и по темпераменту, по всему. Думаю, для студенческого спектакля, с участниками примерно одного возраста, опыта, школы, "Вопль впередсмотрящего" подошел бы лучше. Подход Павловича - слишком традиционный для этого очевидно маргинального (тем и занимательного) сочинения, а нужно, как говорит в таких случаях Д.А.Крымов, заново изобрести театр, чтобы такой текст на язык театра переложить.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments