Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Желтые тюльпаны", ГИТИС, курс Л.Хейфеца, режиссер-хореограф Олег Глушков

Если б Олег сам не провел меня через сцену, не знаю, нашел бы я себе в зале 39-й аудитории место - официально объявлено, что "Желтые тюльпаны" идут в последний раз (но, понятно, будущее может быть любым), народу разного - пропасть, я в результате сидел еще неплохо, но если все-таки "хейфецы" потом снова соберутся и решат подзаработать - я бы сходил еще раз, посмотрел в более комфортных условиях, без давки и тесноты, хотя впечатление от "Желтых тюльпанов" не сравнить с тем, что я испытал от "Историй, подслушанных в чужом ай-под" - а "Историии" я смотрел стоя за последним рядом, между прочим. Просто "Печальная история" и "Истории, подслушанные..." были полноценными спектаклями, без всяких скидок на жанр, формат и статус.

"Желтые тюльпаны" Глушков назвал "шоу", но по форме это - композиция-фантазия, которую структурно держат определенные лейтмотивы, но при этом эпизоды и содержательно автономны, и по форме разноплановы, и даже по хронометражу совсем неодинаковы. Тема для "исследований" задана благодатная - взаимоотношения с поп-музыкой. Последняя, однако, понимается очень широко - начиная с "Очей черных" и "Этих черных глаз", заканчивая песенкой дуэта "Чай вдвоем". Некоторые номера поставлены на стихи, отдельные микро-интермедии - совсем без саундтрека. Самый заметный лейтмотив - старообразная, нарочито безликая пара, которая двигается под инструментальную музыку, медленно, неуверенно, словно бомжи устраиваются на ночлег. Вообще поп-музыка, даже западная (а использованы не только шлягеры и не только русскоязычные) предполагает обращение к жизни, так сказать, не самого высшего общества. Один из наиболее запоминающихся эпизодов - под "Девчонку-девчоночку", когда восточного типа парень провожает девушку, за ним наблюдает из окна сосед, у которого поцарапали машину, а к парню подсаживается с расспросами дружок. Другой - с девушкой, к которой, как выясняется из "эпилога" к номеру, зашли сантехник и электрик - а она уже и замечталась.

Много в спектакле удачных частных находок, смелых, по-хорошему рискованных: целующиеся девушки и парень, переодетый в женское платье - это еще какие штампы сегодня, но Александр Паль (мне интересны такого плана артисты, с лицом, пластичным, как глина - ему равно удаются "маски" дегенерата и поэтичного идеалиста, ангелоподобного до пародийности) в голубом вечернем туалете смотрится смешно и непошло. Глушков умеет придумывать движения лучше, чем большинство хореографов, работающих в как бы "серьезном" контемпорари данс - на самом деле многие из них явные шарлатаны, а Глушков умеет из простейших жестов собрать мини-спектакль, моноспектакль, многофигурную пантомиму - и всегда это интересно, всегда свежо.

И все-таки в "Желтых тюльпанах" мне не хватило драматургической просчитанности, слишком очевидно разделение на отдельные эпизоды-этюды, слишком слаба между ними связь, хотя бы формальная, да и сами номера не всегда ровные, некоторые содержательно идут от текста песни, в других, наоборот, песня как будто служит "оформлением" для пантомимической фантазии хореографа, и оформлением чуть ли не случайным. А ведь "Желтые тюльпаны" - они, как известно, вестники разлуки, цвета запоздалой утренней мечты, утренней мечты (с ума сойти, и эта песенка моего детства - тоже уже ретро наряду с "Черными глазами" Петра Лещенко и "Товарищ время" в исполнении пионерского хора...), так я предполагал, что этот мотив будет доминировать, станет для спектакля смыслообразующим, а он достаточно факультативный для общего настроя "шоу".

При всем том приятно смотреть на ребят - и на артистов-студентов, в первую очередь, безусловно, и на зрителей. Когда слышу - мол, стоит только ради того на митинги ходить, чтобы на человеческие лица посмотреть, хочется сказать: сходите лучше в ГИТИС или в Школу-студию МХАТ, если хотите посмотреть на хорошие лица, а то видел я тех, кто с митингов приходит на концерты, на спектакли - бывает, заваливаются интеллигенты-опущенцы с белыми ленточками на лацканах, пьяные, агрессивные, а уж что за рожи - глаза бы не глядели.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments