Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Невидимая", реж. Кристиан Швохов; "Отдых на грани нервного срыва" реж. Паскаль Рабатэ в "35 мм"

Начинающая и ужасно стеснительная актриса Фина (Жозефина) против всяких ожиданий получила заманчивую роль. Репетиционный процесс предполагает тренинги, в процессе которых известный режиссер ставит исполнительницу в положении жертвы своих полуобнаженных предполагаемых партнеров по сцене, пытаясь ее таким образом расшевелить, раскрепостить, а их индивидуальные занятия в студии и на дому напоминают сеансы у заигравшегося психоаналитика. Тем времнем дома девушку ждут мать-разведенка и младшая сестра-даун, которой и достается весь небольшой запас материнской нежности. Есть и Фины и типа друг, нормальный парень, строитель туннелей Йохан - изначально эти отношения тоже часть ее персонального актерского "тренинга", ну и сколько может выдержать нормальный с ненормальной? Она то на рельсы ляжет, то вены порежет - но помереть не померла, только время провела. И даже не без пользы - оклемавшись после попытки вскрыть вены, Фина с новыми творческими силами продолжает штурмовать театральный "олимп". Правда, строитель из квартиры окнами напротив исчез без следа. В общем, личная жизнь Фины не удалась совершенно. А сцена - я думал, и того хуже, но спектакль - а выходом героини на сцену мучительное, почти двухчасовое по продолжительности кино "неожиданно" заканчивается - в присутствии мамы с дочкой и преподавателя Фины по театральной школе имеет шансы на успех. Наличие мамы и сестры-дауна наводит на мысли о возможных параллелях с "Осенней сонатой" Бергмана (тут, однако, между семьей и творчеством выбирает не мать, а одна из сестер, и выбор не является роковым, напротив, оказывается возможным компромисс), хотя в целом, и особенно в части эпизодов, связанных с репетициями, "Невидимая" близка по духу к Фассбиндеру. Но даже Фассбиндера, не то что Бергмана, сюда приплетать неприлично - такого уровня фильмы можно было бы премировать на фестивалях кинолюбителей, по любительским меркам и замысел глубок, и воплощение любопытно, но для мало-мальски профессионального кинематографиста Кристиан Швохов, совершенно неизвестный мне и не такой уже молодой режиссер, мой ровесник, просто недееспособен. Датская 27-летняя актриса Стайн Фишер Кристенсен, по типажу представляющая собой нечто среднее между Галиной Тюниной и Кристиной Орбакайте, все свои перевоплощения сводит к смене парика: по роли она блондинка, а по жизни - брюнетка, все остальные ее "трансформации" так и остаются на уровне заявки. И непонятно в принципе, для чего понадобились ей все эти усилия - наверное, искусство требует жертв, но видимый результат в фильме хорошо если предполагается теоретически, жертвы же таковы, что никакое "искусство" их не стоит.

Про "Отдых на грани нервного срыва" киноманские рецензии свидетельствуют, что это стилизация под Жака Тати - но отсыл скорее формальный и так далеко ходить необязательно. Сегодня немногословных, как бы немых, а на деле звуковых картин, где текста минимум и он сводится в основном к междометиям и звукоподражаниям, в лучшем случае стандартным фразам приветствия, довольно много и подобного рода кино уже не удивляет. Вспоминаются, помимо заколебавшего псевдоэстетского "Артиста", и Вармердамм, и Стеллинг, но даже Вармердамм будет поинтереснее, а уж Тати лучше оставить в покое - Сильван Шоме, сделавший по сценарию Тати своего гениального "Иллюзиониста", показал, насколько его идеи могут быть востребованы и актуальны при наличии должной фантазии и таланта и тех, кто ним обращается. Запасы фантазии у режиссера "Отдыха" - явно скудные, отсутствие остроумия он компенсирует постоянным присутствием на экране голых жоп, и добро бы еще молодых, а то старых и дряблых - но ведь и голыми жопами нынче не удивить тоже. Единственное, что удивило меня в фильме - оригинальное название, которое в буквальном переводе, насколько я понимаю, означает "не для аренды и не для продажи" - я попросту не понял, что оно означает, а если бы у меня не хватило сил до конца досмотреть фильм (по счастью, он идет всего час пятнадцать, но все равно хотелось уйти), то я и вовсе не узнал бы, к чему оно - так, по крайней мере, увидел, что в конце, после кульминационной "сцены бури", на фасадах появляются объявления "продается" и "сдается внаем" - и все равно не въезжаю, при чем тут это, так что прокатчикам за нелепое, заимствованное по аналогии, никоим образом не относящееся к содержанию, но все-таки более вменяемое название - низкий поклон. Как это почти всегда бывает во французских комедиях, герои "Отдыха" повально отправляются на курортное взморье, но не фешенебельное, а обычное, для народа, и не в роскошные отели, а как придется, дикарями - с палатками или в трейлерах. Тоже как всегда, переплетаются множество сюжетных линий с персонажами на любой вкус - от парочки юных панков с огромными собаками до престарелых супругов, от мещанской спортивной семейки до маньяка-мазохиста. Переплетение линий и персонажей - вымученное, формальное и ничего веселого, на мой взгляд, нет в том, что пока мужик с бабой гоняются за воздушным змеем, зацепившим и унесшим ее крестик, их законные "половины" трахаются в номере отеля, как кролики. Трахается, кстати, Франсуа Дамьен - прям-таки новое лицо французского кино, одновременно в "35 мм" идут два новых фильма с его участием, а недавно прошла "Нежность". Но есть и старые знакомые - Доминик Пиньон, например, хотя у него роль совсем скромная - его персонаж в кофе попадает пепел из крематория, где только что сожгли покойника. Ну не знаю, как на чей вкус - по-моему, не то чтоб обхохочешься. Про мазохиста, прикованного к кровати с застрявшем букетом роз в заднице я вообще молчу - он проходит (бувально - с розами в жопе) через весь фильм как главный герой. А пара в поисках креста, в свою очередь, попадает в какой-то пансион для старых нудистов, и там они, с голыми опять-таки жопами, пытаются снять крестик, зацепившийся на сей раз за провод. Нет, правда, неужели старая голая жопа - это настолько забавно? Хотя кролик, убитый мячом для гольфа - ненамного смешнее. Ночная буря, вероятно, должна стать кульминацией фильма и развязать все сюжетные узлы, поставить отношения персонажей с ног на голову - но кроме перевернутых машин и трейлеров и она не имеет никаких последствий. Поскольку слов в фильме - "доброе утро" да "алло" и все, остальное - мычание, остается саундтрек, в духе Горана Бреговича, с вариацией на тему, подозрительно напоминающу "Цыпленка жареного". Господи, на что я трачу остаток дней.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments