Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Альбом Алисы" В.Рубина в Камерном муыкальном театре им.Б.Покровского, реж. Наталия Анастасьева

Сочинение Владимира Рубина, написанное лет десять назад, но только теперь впервые поставленное, имеет подзаголовок: "опера-поэма". По форме же это - моноопера, которая к тому же ближе к кантате - либретто не следует сюжету "Алисы" Кэролла, а лишь отталкивается от нее. Но режиссер предпочла разделить героиню на две ипостаси, которые исполнили самая высокая и самая маленькая певицы труппы Камерного театра соответственно, одна из героинь как бы воплощает Алису фантазирующую, другая - ту Алису, каковой представляет себя первая в собственном воображении. Но действо носит не столько психоаналитический характер, сколько мистериальный.

Правда, заявка на то, что в спектакле Анастасьевой "сказка об Алисе превращается в миф современной цивилизации, и сама героиня становится воплощением вечно-женственного начала: она не просто Алиса, она Прекрасная Дама, Незнакомка, Дева Мария" - уже изначально звучит чересчур пафосно, а на деле оправдывается слабо и реализуется совсем невнятно. Скорее представление напоминает домашний театр: две великовозрастные девочки играют с картонками, обратная сторона которых расписана под карточные "рубашки", в их играх участвуют еще два бессловесных персонажа на ходулях - разряженный под черного ворона и еще один, в красной ушанке.

Самое занятное в этом действе, в первом его акте, во всяком случае - видеоинсталляция, с миленькими такими цветочками, с прикольным шалтаем-болтаем (нарисованный на компьютере куда симпатичнее того, что изображается на ходулях, не говоря уже о яйцевидной формы картонке, из которой делают также бумажную "яичницу). Вокальный монолог разбит на два голоса, что само по себе не показалось мне до конца оправданным (тем более, что голоса довольно разные по тембровым краскам), но что еще хуже, диалога при этом между ипостасями героини не возникает, решение с "двухголосием" таким образом остается чисто формальным, искусственным.

И вообще в этой яичнице из шалтая-болтая всего много через край - и видео, и ходули, и разрисованные картонки, и гигантское кресло, на которое едва забирается героиня, и стихи Гете, Джойса, Мандельштама, Блока, дополняющее песенки, взятые непосредственно из Кэролла (про Труляля и Траляля, про Белого Рыцаря, про устриц и Плотника, про треску и улитку, - кстати, мне, возможно, послышалось, но вместо привычного "где далеко от Англии, там Франция близка" девушка пела "Где далеко от Африки, там Арктика близка" - это еще что за, с позволения сказать, народное творчество?), а все же чего-то важного, едва ли главного, не хватает.

Лично мне больше всего не хватило юмора - отдельные иронические ноты порой проскальзывают, но в целом мероприятие угнетает своей малообоснованной претенциозностью. Музыка Владимира Рубина (особенно после кобекинского диптиха и с оглядкой на "концептуальный" файв-о-клок, чаепитие со сладостями в антракте дневного пресс-показа) - симпатичная, не занудная, достаточно разнообразная и не раздражает. Но исполненная с излишней серьезностью, и не сказать что сильно радует.

Совсем уж огорчительно в первом акте выглядит и звучит эпизод с устрицами - ну это же не "Дневник Анны Франк", чтоб так убиваться. Занятной получилась сценка в домике-ящике - единственный, пожалуй, эпизод, где разница в росте и сложении исполнительниц дает запланированный эффект и работает на режиссерскую задумку в полной мере. Второй акт, оформленный под "черный кабинет", минималистский и лишенный уже всякой внешней логики при с трудом считываемой внутренней драматургической структуре (по сути он представляет собой набор музыкальных номеров абстрактного содержания) сильно проигрывает первому при всех его несовершенствах.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments