Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Боже, благослови Америку!" реж. Бобкэт Голдтуэйт в "35 мм"

Что это будет очередная вульгарная левацкая хрень, я не сомневался, но такого безобразия не ожидал. Саша Барон Коэн, по крайней мере, скудоумие свое пытается прикрыть типа юмором, какими-то приколами с переодеваниями, с выворачиванием общих мест наизнанку - неудачно, грубо, но пытается. Тут говно из интеллигентских голов вываливается с экрана в чистом, рафинированном виде - это настолько неожиданно, что до какого-то момента я рассчитывал, что фильм представляет собой пародию на лево-либеральное мироощущение, потому что не может быть кино до такой степени антихудожественным. если только оно не русско-православно-патриотическое. Но нет - оно именно такое, каким кажется с самого начала, либерально-интеллигентские химеры в этом смысле еще, пожалуй, фору дадут православно-фашистским.

Главный герой - несчастный во всех отношениях, страдающий хмырь: он разведен, дочка им не интересуется, а бывшая жена выходит снова замуж за полицейского; живет он в квартире с тонкими стенами, и постоянно слышит крики соседского ребенка; с работы его увольняют за "сексуальное домогательство" - он послал женщине-коллеге цветы по почте; врач, между делом переругиваясь со своей автомастерской, сообщает, что у него опухоль мозга; но все эти страдания - ничто по сравнению с тем, что герой испытывает, когда смотрит телевизор - там ужасные пошлые шоу перемежаются с выступлениями расистов, гомофобов, воинствующих клерикалов и всяких других негодяев. Делать нечего - герой берет пистолет и идет стрелять. Для начала убивает, не слишком умело, школьницу, и другая школьница, ненавидевшая убитую, из идейных соображений становится его подельницей, чуть ли не комиссаром, потому что главный герой еще не до конца понимает, кого надо убивать, а девочка понимает точно: родителей уже убитой школьницы, телеведущих, засоряющих эфир реакционной пропагандой, подростков, шумно ведущих себя в кинозалах, и участников развлекательных телешоу - пистолетом не обойтись, приходится купить на черном рынке автомат. Собирался было убить жениха своей бывшей - да передумал: пускай, говорит, помучается. Ему, правда, объявят, что диагноз поставлен ошибочно, его перепутали с другим пациентом (вдобавок ко всему - как бы сатира на американскую медицину), но поздно пить боржом, мстителей за поруганную обывателями духовность уже не остановить.

Понятно, что и сюжет, и характеры фильма - чистая условность. Но идеология - абсолютно искренняя. Не то что режиссер предлагает: сколько раз увидишь его, столько раз его и убей - нет-нет, он наверняка гуманист, пацифист и все такое. Но несомненно он считает, что обывателей и тех, кто ими управляет, невозможно усовершенствовать, лучше и проще их всех поубивать - настолько сильна его ненависть к "американскому" образу жизни. Причем другого образа жизни он не знает и не представляет себе - а если представить, живи этот урод в России или в Иране, каково ему пришлось с такой чувствительностью, как бы этот зажиревший Холден из "Над пропастью во ржи" с манерами Алекса из "Заводного апельсина" себя повел, и далеко бы он ушел если не с пистолетом, так с кинокамерой - его бы в один момент поставили на место. Примечательно, что фильмы о том, как невыносимо жить и как хочется всех убить, появляются в США, во Франции (Годар это снимал еще в 1960-е, так что Голдтуэйт в этом смысле опоздал чуть ли не на полвека) - то есть как раз в странах, где кое-как жить пока что можно, и никогда - там, где жить нельзя, потому что там не просто нельзя жить, но еще много чего нельзя, в частности, нельзя свободно высказаться о том, что нельзя жить и хочется всех убить, иначе тебя в самом деле убьют, и убьют не понарошку перед камерой, а самым натуральным образом. И если с Сашей Бароном Коэном все понятно - он бизнесмен, спекулирующий на расхожих клише - и он у меня человеческого интереса не вызывает ни малейшего, то вот Бобкэт Голдтуэйт сам по себе, а не персонаж его фильма, мне любопытен: что это такое - псих? просто мудак? купленный русскими или арабами агент? а может, все-таки и он в глубине души - настоящий американец, патриот, нарочно, на экспорт поставляющий антиамериканские кинопамфлеты с расчетом и подзаработать, и показать оголодавшим дикарям-людоедам, что Америка плохая, что в Америку ехать не надо, нечего там делать, она загнется скоро? Или он в самом деле уверен, что в США, именно в США как нигде больше в мире, процветает клерикализм, гомофобия, ксенофобия и всевозможные "реакционеры", удушающие каждое свободное слово? Но тогда вместо камеры, чтобы снимать кино, ему другая камера требуется.

Впрочем, как герой фильма выражает свое частичное согласие с идеями консерваторов - по части свободной продажи оружия, например - так и я кое в чем солидарен с единомышленниками авторов фильма. Действительно - на свете много тех, кого нельзя переделать и кого надо убить. Герой мог бы пойти убивать, скажем, русских, и не конкретных русских, а всех подряд, ведь они все одинаковые - от этого было бы намного больше пользы, но до такого надо еще додуматься. С другой стороны - в первом же эпизоде картины, где Фрэнк вообращает, как расстреливает тельце орущего младенца соседей, но еще только воображает, задается куда более, чем будет реализовано впоследствии, верное направление для выхода его бессильной злобы - младенцев убивать и проще, и приятнее, и полезнее, и вообще - хочешь очистить мир от тех, кто мешает тебе жить, так начинай с соседей. Но автор фильма целит все же в священников, консервативных политиков и телеведущих - именно они, на его взгляд, воплощают все самое омерзительное в американском и любом другом сообществе. Тут у меня с создателями картины небольшое, но принципиальное расхождение - я-то убежден, что самое омерзительное, и особенно в американском, относительно остальных вполне здоровом обществе, воплощают как раз продажные мерзавцы-леваки, безмозглые интеллигенты-правозащитники, окопавшиеся в пентхаусах Манхеттена и оттуда возвещающие граду и миру о своих страданиях с последующим призывом сделать мир "лучше" - то есть уничтожить тех, кто эти страдания им, тонко организованным существам, причиняют. Но что касается средств - безусловно, памфлет очень точно отражает суть дела: ничего нельзя изменить, остается только уничтожить, взять и перестрелять - интеллигентов-правозащитников с Манхеттена, радетелей за счастье трудового народа из пентхаусов и кампусов... А можно подождать, пока русские штыки и арабские бомбы без всяких усилий изнутри изменят американский образ жизни настолько, что манхеттенским евреям некогда станет страдать перед телевизором - может, хотя бы трудотерапия на сибирском лесоповале и диета в аравийской пустыне пойдут им впрок. Советским же евреям помогло - тоже собирались сначала строить коммунизм во всем мире, а погнили за свой коммунизм в лагерях лет двадцать - и начали соображать, что почем, поехали в Америку и там теперь самые яростные противники левых - евреи-эмигранты из бывшего СССР, стало быть, не все безнадежно и убивать сразу необязательно, пусть, суки, помучаются.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments