Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Свадьба втроем" реж. Жак Дуайон (Неделя французского кино в "Пионере")

Со мной иногда такое бывает, и в последнее время чаще, чем раньше, хотя и не так часто, как могло бы быть, учитывая обстоятельства, но, короче говоря, бывает такое, что только когда я уже прискакал в кинотеатр, зашел в зал, начал смотреть фильм - только тогда я понимаю, что уже раньше его видел, причем необязательно сразу понимаю, порой требуется некоторое время, чтобы заподозрить, убедиться, да еще приходится проверять, чтоб уж наверняка удостовериться - да, видел. Но все же, по счастью, это редко случается, хотя вот как раз буквально на днях уже было - с "Окном в лето", хорошо еще, что я не специально на него прибежал, высунув язык, а собирался смотреть в комплекте с прочим репертуаром "35 мм", как бы между делом, начал - что-то, думаю, знакомое, чем дальше - тем более знакомое, а потом оказалось - ну да, я видел "Окно в лето" на фестивале немецкого кино в прошлом году, картина средняя, мне не понравилась и не запомнилась, а пока доползла спустя семь месяцев до проката, и вовсе забылась. И вот приползаю я, значит, в "Пионер", раскрываю на всякий случай буклетик, вчитываюсь в аннотацию фильма, на который пришел - и что-то знакомое нахожу. Думаю: если снова та же история - надо мне, наверное, сбавлять обороты, возраст свое берет. Но тут другой случай - фильма "Свадьба втроем" я, разумеется, не смотрел, ни целиком, ни даже фрагментами, и не слышал о нем никогда прежде, просто это произведение из числа тех, что были увидены (услышаны, прочитаны...) до того, как были созданы - потому что слишком много похожих. Это как у Булгакова: "Я другие читал". А уж если, как в данном случае, среди актеров - Луи Гаррель, то одну картину от другой и при ближайшем сравнении не всегда различишь. Между прочим, я понял даже, какое кино мне на ум пришло в связи со "Свадьбой втроем" - "То лето страсти", но то шло летом в прокате, а этот фильм пусть не совсем новый, 2010 года - не выходил и вряд ли уже выйдет.

Играет в "Свадьбе втроем" Луи Гаррель, что характерно, актера Тео, который репетирует в пьесе известного и немолодого драматурга Огюста (Паскаль Грегори), причем репетирует вместе с бывшей женой Огюста, тоже актрисой (Жюли Депардье), на которой сам вскоре собирается жениться. У Огюста есть молодая ассистентка (Агат Бонитьзер - прелестная молодая актриса, никогда не видел ее раньше - я проверил, точно не видел, а то бы обязательно узнал, очень неординарная девушка), но до нее нет дела Огюсту, он думает только о своей бывшей жене. Однако после того, как она вместе с Тео и режиссером предполагаемого спектакля Стефаном приезжает к нему в загородный дом, все меняется. Причем на протяжении почти двух часов (а фильм даже объективно по хронометражу длиннее заявленных ста минут, по ощущению же он продожается не сто минут, а всю тысячу, какое там "Сатанинское танго" Тарра!) меняется много-много раз. Огюст собирается доработать пьесу, а о чем пьеса, из фильма не совсем понятно, понятно только, что в ней идет речь о любовных взаимоотношениях - вот собственные отношения мужа, бывшей жены, ее будущего мужа и его потенциальной любовницы и становятся своего рода "летней творческой лабораторией" для драматурга и актерской пары. Обидно как-то за персонажа-режиссера - он в этом квартете от начала до конца - пятый лишний, считай, что зря приезжал. Остальные четверо пробуют всевозможные конфигурации, предпочитая все-таки гетеросексуальные, при этом либо вовсе платонические, либо остающиеся по большей части за кадром (кино еще и целемудренным оказалось!), что делает этот кубик рубика совсем уж бессмысленным (вот если бы Луи Гаррель с Паскалем Грегори - ну тогда ладно, еще куда ни шло, хотя Луи Гаррель и подобного слишком много переиграл). Кульминацией этой "неоконченной пьесы для механического пианино" (о, кстати, саундтреком для фильма служит переложенная для нарочито расстроенной шарманки мелодия вальса "На сопках Манчьжурии" с вкраплениями из "Чаконы" Баха и какой-то фортепианной сонаты Бетховена еще, кажется) становится потасовка, едва не перерастающая в перестрелку - когда почти все расклады исчерпаны, драматург, как человеку, знающему законы пьесы, и положено, достает из шкапа ружье, но ружье, не висевшее на стене сначала, а возникшее слишком поздно, так и не стреляет, то есть стреляет - но это бывшая и будущая жена палит по голубям. А в результате все остаются при своем, актерская парочка отбывает восвояси вместе с никчемным, не пригодившимся в дело режиссером, драматург остается с ассистенткой. На театральной сцене смотрелось бы получше, а в кино, хотя бы и на крупных да средних планах - слишком искусственно, вымученная конструкция из одной арматуры, голая насквозь.

Определенно "Свадьба втроем" - это не "Сцены семейной жизни" Бергмана и не "Кто боится Вирджинии Вулф" Николаса по пьесе Олби, это даже не "Капли дождя на раскаленных камнях" Озона по Фассбиндеру - но все же это и не "Прибайкальская кадриль" Гуркина, надо отдать должное французской манере морочить голову публике до полнейшего помрачения разума и делать это с исключительно рациональным изяществом, пусть у Озона это все-таки лучше выходит обычно. А жюли Депардье заслуживает отдельной похвалы - актриса сыграла актрису превосходно. И главное - кино запоминается уже одним только мороком и теми усилиями, физическими, не интеллектуальными, которые пришлось на него затратить (Годар, признаться, отдыхает). Вряд ли я его уж с каким-нибудь другим теперь спутаю. А вот в программе пионерской Недели французского кино еще присутствует "Шахматистка" - так я сразу вспомнил, что видел ее на днях франкофонии в "35 мм" года два назад, ну так ведь там Сандринн Боннэр в главной роли, а Сандрин Боннэр - это вам не Луи Гаррель, и даже не Жюли Депардье, а то поди ж ты - в буклете героиню Депардье называют Фанни, а помощницу Огюста - Харриет, а на странице Кинопоиска - наоборот, и Кинопоиск, как всегда, ближе к правде: Фанни - помощница, а жена-актриса - Харриет, или, если уж совсем точно, Ариет. Ну так и немудрено перепутать!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments