Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Спасайся кто может (жизнь)" реж. Жан-Люк Годар, 1979 (неделя французского кино в "Пионере")

Не любить Годара очень легко - опусы его по всем нормальным человеческим понятиям совершенно несмотрибельны, требуют от зрителя титанических усилий, мало что предлагая взамен - и я отдаюсь этому понятному чувству с чистой совестью, однако время от времени обращаюсь по случаю к его творчеству, пополняя и уточняя свои ограниченные знания о нем, что делаю, признаться, не без извращенного удовольствия. "Спасайся, кто может (жизнь"), или в варианте, который предлагает Кинопоиск, "Спасай, кто может (свою жизнь)" - Годар уже зрелый, точнее, перезрелый, возвращающийся к формам, опробованным еще в середине 1960-, и к концу 1970-х явно устаревшим - но словно не замечающий своей архаичности. По обыкновению картина распадается на пронумерованные и озаглавленные части, а рудименты сюжета - на микро-истории отдельных, условно связанных между собой персонажей. Главный герой - расставшийся с семьей и расстающийся с очередной подругой кинорежиссер Поль Годар (Жан Дютрон), его подруга Дениза, любительница сельской местности и езды на велосипеде (Натали Бэй, совсем еще молодая здесь), проститутка Изабель (Изабель Юппер - тоже молодая и во многих кадрах, соответственно профессии персонажа, обнаженная), бывшая жена Поля и его дочь Сесиль. Также присутствуют, возникают или появляются в призрачно-воображаемой плоскости другие персонажи, вплоть до Маргарит Дюрас, которую Поль должен доставить на "творческую встречу" - писательница к этому времени уже в весьма преклонных летах, в кадре не появляется, но голос за кадром от ее имени, вероятно, все-таки ей и принадлежит. Поль удивляется, как это не все отцы мечтают, подобно ему, трахнуть своих дочерей-подростков в попку, проститутка Изабель на пару с сестрой бесстрастно обслуживает богатых клиентов, которым даже во время акта трудно оторваться от своих дел - короче, мир капитализма как загнивал во времена творческого взлета Годара, так и загнивает в мечтах, пока на смену ему придет социалистическое равенство - ну в чем другом, а в этом плане с потомственным банкиром Годаром спорить трудно, ему виднее. Сцены с Изабель Юппер - самые забавные с картине, с героиней Натали Бэй, к сожалению - самые скучные, но композиционную форму, при всех нарочитых деформациях изображения и дефектах звука, столь Годаром любимых, режиссер соблюдает по-музыкальному строго: в начале Поль уходит из гостиницы и провинившийся портье предлагает его отыметь, в финале герой возвращается в отель, но на глазах бывшей жены и дочери его сбивает машина, а родственнички уходят с мыслью, что им дела нет до него, и звучит трогательный симфонический саундтрек, который тут же, в уличном переходе, играет струнный оркестр - ирония нехитрая, но оценить стоит. Другое дело, что даже если отвлекаться от лицемерной и жлобской "революционности" Годара, все его "эстетические" провокации - такая второсортная дешевка, какую после Бунюэля (а к концу 1970-х великий Бунюэль уже снял все свои поздние шедевры, и вслед за "Скромным обаянием буржуазии", "Призраком свободы", "Смутным объектом желания" выпускать в свет поделки вроде "Спасайся кто может" - это ж надо ни вкуса, ни совести не иметь вовсе), в одно время с Блие (а как раз тогда вышли "Холодные закуски") и снимать, и смотреть, мягко говоря, необязательно. Не вспоминая уже о том, насколько далеко в разработке новых форм киноповествования продвинулось искусство с тех пор до наших дней (взять хотя бы Чарли Кауфмана моего любимого) - а Годар продолжает в том же духе, и его недавний "Фильм социализм" сделан так, словно на дворе все еще 1967 год. Тем не менее именно на сеансе "Спасайся кто может" у меня возникло ощущение, что для Годара не все потеряно. Я постоянно отмечаю, что публика на такого рода показах делится на две категории - на лохов и маньяков. Первые попали случайно (как именно "случайно" можно попасть на фильм Годара или, скажем, на концерт современной академической музыки - я не представляю, но факт: попадают же) - эти не понимают, на каком они свете, некоторые поначалу комплексуют, но большинство сразу наглеет, что им показывают нечто, совсем не похожее на "Мстителей 3Д", возмущается, плюется, - то есть реагирует так, как задумал автор, намеренный безнаказанно подразнить "буржуев". Вторые, наоборот, внимают автору, как пророку, ловят каждый момент и обхватив двумя руками голову, ждут озарения. Как пел кот Базилио - "пока живут на свете дураки..." В общем, пока фильмы Годара, ну и вообще на любой "авангард" подобного сорта, привлекают целевую аудиторию, укомплектованную маньяками и лохами, и вторые беззастенчиво демонстрируют в присутствии первых свою ущербность, а первые за счет вторых ощущают таким образом свою приобщенность к тайному знанию (в переполненном на первых минутах сеанса зале рядом со мной сидела парочка, и, видать, парень привел девушку "причащаться мировой культуре", но девушка, как и полагается девушкам, оказалась полной дурой, хихикала и задавала нелепые вопросы, перемежая их замечаниями в духе "ученого соседа", а бедному парню, очень, кстати, симпатичному, было стыдно за нее...) - с чего бы актуальности годаровой эстетики идти на убыль?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments