Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Фанфан-тюльпан" А.Семенова-В.Старчевского в Театре Оперетты, реж. Александр Горбань

Мне нужен был именно этот состав, и прежде всего - Павел Иванов в заглавной роли: отличный молодой артист, вокал которого в театре Оперетты не всегда можно оценить за подзвучкой, но когда его приглашали в театр Станиславского и Немировича-Данченко для участия в постановке "Москва, Черемушки" Шостаковича, там он показал себя прекрасно, и было обидно, что на стороне ему достаются ведущие партии, а в Театре Оперетты - второго и третьего плана, наконец-то положение выправляется. В целом же проект заранее вызывал у меня скепсис, потому я вдвойне удивлен, насколько спектакль, хотя и надо кое на что сделать скидки, получился живым, остроумным, несмотря на большой хронометраж (три пятнадцать) совсем незанудным.
Самое слабое место нового "Фанфана", как и следовало ожидать - либретто Старчевского, а прежде всего - стихотворный текст музыкальных номеров, откровенно графоманского качества, иногда до невнятицы ("солдат всегда с народом, а значит, на коне" - ??!), иногда с претензией на сатирическую "фигу в кармане" ("раз для страны абсолютизм - гарантия стабильности", - поет Людовик Пятнадцатый, и вообще в раскладе Старчевского галантная, хотя и абсолютистская Франция ассоциируется с Россией, а Пруссия - ну типа с западом). Что касается музыки Семенова - зная творчество этого композитора (недавно уже забабахал в Сатире мюзикл по рассказам О'Генри), она для поставленных перед авторами задач вполне удалась - не без подозрительно знакомых мотивов, не слишком разнообразная (но тут опять во многом вина либреттиста), и все-таки вполне симпатичная. Горбань, у которого раз на раз не приходится, после нестерпимого "Ивана Васильевича" в Театра им. К.Станиславского приятно удивил - но он вообще человек талантливый, просто работает неровно, и здесь выложился. При том что даже условность жанра, наверное, не предполагает, чтобы прусского маршала, имитирующего повадки опереточного Гитлера, сопровождал женский кордебалет в тирольских (то есть австрийских) шляпках с перьями) - но некоторая аляповатость в целом не сильно меня смущала. Жанр "оперетОмюзикл" - изобретение уродливое и скорее отмазка, что, мол, у нас не мюзикл, а неизвестно что - ну и ладно, неизвестно так неизвестно, главное, что смотрибельно - уже неплохо.

Очень порадовали артисты - почти все, начиная с молодого Иванова, заканчивая мэтрами: Жанна Жердер в роли Маркизы де Помпадур, Юрий Веденеев в роли Людовика. Я постоянно вижу Веденеева в разных ситуациях, и впервые наблюдал на сцене в полноценной театральной постановке. Он в неплохой для своих лет вокальной форме и в превосходной - артистической. Людовик - невероятно смешной, подробно, но без грубости сыгранный, при этом по-королевски мощной, и народный артист позволяет себе иронизировать над собственным статусом (в другом составе должен играть Герард Васильев, но его я с трудом представляю в этом образе), а труппа и оркестр ему удачно подыгрывают и подпевают. Еще приятно, что театр не пытался делать "блокбастер", а именно играл в жанр исторической музыкальной комедии: пушки стреляют цветными бумажками, дамы в кринолинах танцуют танго и канканы, не претендуя ни на какой не то что исторический аутентизм, но даже на хоть сколько-нибудь точное следование эстетике фильма с Жераром Филиппом (не говоря уже про римейк с Венсаном Пересом). Опять-таки сознательно я не хотел смотреть состав с Валерией Ланской в роли Аделины - к Василисе Николаевой тоже могут быть претензии, но Ланская после "Времена не выбирают" окончательно разочаровала меня. Вообще артисты оперетты, а не приглашенные со стороны, я думаю, удачнее вписались в предложенный стилистический контекст.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment