Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Черный четверг", реж. Антони Краузе; "Утро койота", реж. Олаф Любашенко (фестиваль польского кино)

Не собирался идти на "Черный четверг", прочитав в аннотации, что кино про восстание рабочих 1970 года, с использованием документальной хроники. Попал на сеанс волей случая, и убедился, что на фестивале "Висла" как ни на каком другом доверять буклету не стоит, причем если обычно аннотации обещают много больше, чем в состоянии предложить собственно фильм, то здесь, как правило, наоборот. Документальная хроника в "Черном четверге" используется по-минимуму и строго дозирована, в остальном это добротный, достаточо традиционный, без претензий (в плане формы - ничего особенного, надо признать), но сильный за счет острой проблематики фильм. Про военное положение за пределами Польши известно больше, про события 1970 года я только благодаря "Черному четвергу" впервые и узнал. Задолго до возникновения "Солидарности" в том же Гданьске возникло мощное возмущение против навязанного русскими оккупантами режима, спровоцированное объявленным Гомулкой повышением цен. В центре внимания при этом оказываются не активисты-стачечники, а рядовой гражданин, который вроде бы нормально при этом режиме жил, получил квартиру, брал кредиты, доставал продукты - а потом "случайно" был убит, когда войска начали стрелять в народ. Хоронили его тайно, ночью, хотя он даже не участвовал в акциях протеста. Вокруг этого строится панорама событий - армия убивает всех подряд, Гомулка требует подавления беспорядков своими силами, поскольку еще больше, чем собственного народа, боится вторжения русских (ему звонит Брежнев и Гомулка понимает, что если придут русские, в Польше будет еще страшнее, чем в Чехословакии двумя годами ранее), репрессии становятся все более жестокими и все более беспорядочными. Может быть, в плане художественной формы на фестивале были фильмы и поинтереснее, но я считаю, то внимание, которое было уделено "Черному четвергу", адекватно значению картины.

"Утро койота" (2001) я смотрел с утра в "Факеле", программа "комедии" шла почти вся там, но Олаф Любашенко, хотя сразу два его комедийных фильма начала 2000-х были представлены в этой ретроспективе, известен, конечно, не как комедиограф, но как исполнитель главной роли в "Коротком фильме о любви" Кесьлевского. Режиссура его, по "Утру койота" судя, на планку Кесьлевского не посягает, мягко говоря - а говоря строго, Любашенко далеко и до Юлиша Махульского, чьи фильмы на рубеже 1980х-1990-х имели в прокате бешеный успех, особенно незабываемое "Дежа вю". При этом если за точку отсчета брать не Кесьлевского и не Махульского, а, скажем, Атанесяна и Андреасяна, то Любашенко имеет вид вполне пристойный. "Утро койота" - криминальная, то есть в духе Махульского, комедия, про певичку и шалопая-художника, подрядившегося официантом на бандитский банкет, который устраивал певичкин отчим. Парочка оказывается в центре бандитских разборок, который тут заканчиваются в зоопарке - проигравших отдают на корм диким зверям, именно так окончил жизнь и родной отец героини. Параллельно развивается линия ее пришибленной сестры, которая влюбляется в жулика, нацелившегося на ее деньги. Немало по-настоящему смешных эпизодов, например, когда овчарка охранников утащила голову жареного поросенка и горе-официант вынужден присобачить к его туловищу чучело кабана со стенки, для чего приходится еще и побрить клыкастую морду, но в общем понятно, что Любашенко так и останется героем Кесьлевского навсегда.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments