Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

6-я и 7-я симфонии, 5-й концерт Прокофьева в БЗК, дир. Валерий Гергиев

Жаль, что одна из самых интересных программ прокофьевского цикла (за который Гергиеву уже отдельное спасибо) обернулась достаточно проходным, если не сказать слабым концертом. Почему-то Гергиев решил нарушить уже сложившийся за время фестиваля композиционный строй вечера и в первом отделении отыграть одну симфонию, а фортепианный концерт - во втором вместе с другой симфонией и с бисами, что и технически довольно неудобно, и на восприятии не лучшим образом сказалось, но дело, понятно, не в этом. Впрочем, 6-я симфония у Гергиева в любом случае прозвучала интереснее, чем несколько месяцев назад в том же БЗК у Лазарева, хотя во второй части мариинскому оркестру не хватило внутренней энергии и эта медленная часть вышла нудной, а третья - небрежной, за исключением разве что последнего эпизода, когда вся натужная радость финала сходит на нет и музыка словно срывается в бездну, увлекая (по крайней мере, так задумано автором) за собой слушателя. Еще меньше меня устроил 5-й концерт, и прежде всего из-за солиста: Сергей Бабаян, которого я раньше не слышал (он вроде играл с Гергиевым два года назад концерт Лютославского, но я точно не ходил тогда), показал разухабистую псевдоромантическую манеру, в его игре было больше цирка, чем музыки - публика это любит, и если бы ее на сей раз дважды (!) не предупредили по трансляции, что между частями симфоний и концертов хлопать не нужно, забила бы аплодисментами несчастного Прокофьева напрочь. Правду сказать, и сам 5-частный 5-й концерт Прокофьева вершиной его творчества не является, это симпатичная и довольно простая (в отличие от путаного 4-го) музыка, с джазовыми, отдавая дань моде рубежа 1920-30-х годов, интонациями, что, однако,еще не является поводом превращать концертный зал в армянский ресторан. Бабаян же позиционирует себя как серьезный исполнитель, вот и на бис играл Пярта, а не абы кого, крошечную фортепианную вещичку - но в том же ключе, изображая через жесты и мимику, а не через собственно звук, пиетет перед каждой нотой, в Прокофьеве же он, особенно в первых трех частях, просто демонстрировал свою виртуозность - весьма, между прочим, сомнительную. Больше повезло 7-й симфонии - свежая до наивности музыка, написанная пожилым и полуживым композитором, прозвучала легко, при этом ее деланный пионерский задор, как положено, сорвался в пропасть в тот самый запланированный момент, когда автор вспомнил, что время идет и проходит безвозвратно. Зачем же после такого играть на совсем не обязательный бис "Волшебное озеро" Лядова - на кой ляд? Нет, тонко, акварельно исполнили, и Лядов с Прокофьевым как бы связан, учил его (то есть "победителю-ученику от побежденного учителя" получается), но все равно - 7-я симфония хорошей была бы точкой концерта, и надо ж было взять ее и размазать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments