Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Выкрут", реж. Грег Зглиньски (фестиваль польского кино)

Любая история про двух братьев в любом случае, в большей или меньшей степени опосредовано, восходит к библейским Каину и Авелю, хотя вариации на эту тему могут быь самые разные - от фантастического боевика "Морской бой" до спортивной драмы "Миннесота" по сценарию Миндадзе. "Выкрут", учитывая специфику польского кино, никак не может быть исключением, и тем более важно, что это не притча, не аллегория в первую очередь, но семейная драма, из которой уже потом можно вычитывать все прочие подтексты. Заработав денег и набравшись опыта в Америке, один из братьев возвращается в Польшу, где ведет дела семейной фирмы после того, как отец пережил инсульт, другой брат. Фред привык жить по-старинке, "американец" Юрек хочет развивать бизнес, старик-отец поддерживает в этом одного брата, и второй, естественно, не в восторге от этого. Их конфликт разрешается вмешательством со стороны, неожиданным и трагическим образом. В электричке к одной, совершенно чужой и незнакомой братьям девушке, пристают четверо подростков-подонков, Юрек вступается, и пока Фред не реагирует, его выбрасывают из поезда - тело налетает на столб и Юрек оказывается в реанимации. Мало того, что Фред не может понять, почему он не вступился за брата и это его терзает, так еще и ролик с записью инцидента выкладывают в интернете - о поведении Фреда узнают его подчиненные, его родители, и его жена. И это не считая еще того, что в поезде братья тоже оказались отчасти по вине, пусть невольной, Фреда - машина его заглохла, успели на ходу вскочить в вагон, то есть Фред успел (ведь он до кульминационного момента считал себя парнем хоть куда, рисковым храбрецом), и брату руку протянул, помог взобраться, втащил его в злосчастную электричку. Юрек - вдовец с двумя детьми, и жена Фреда переключает все свое внимание на племянников и на Юрека, пребывающего в коме. Родители, особенно отец, относятся к Фреду с молчаливым неодобрением. Оказавшись в психологической изоляции, Фред одержим идеей найти и наказать мерзавцев из поезда, но очевидно, что он лишь переносит на них часть своей вины. В контексте, скажем, кинематографа Бергмана брату, предавшему брата, сколько бы он потом ни раскаивался и не изводил себя, прощения не было бы, но у поляков иные контексты, и все намного сложнее. В том числе и по сюжету сложнее - Юрек перед несчастьем заключал договора по развитию фирмы, родители были в курсе, а Фреду никто не говорил, и теперь, переживая свою вину, Фред одновременно мнит себя ущемленным, обойденным, испытывает по отношению к брату, пребывающему в коме, противоречивые чувства, а кроме всего прочего, ревнует к нему, практически бездыханному, жену. Фреду удается обнаружить виновника-хулигана, он приходит к тому в школу, устраивает скандал - но в доказательство ему приходится привести видеоролик, где он и сам выглядит не лучшим образом. Юрек в итоге умирает, и это достаточно предсказуемо - но драматургическая интрига ведь не в том, выживет пострадавший или нет, интрига связана с внутренним самоощущением Фреда, и здесь до последнего момента сохраняется напряжение, невозможно предугадать, разразиться ли он истерикой, повеситься ли, застрелится (Фред коллекционирует пистолеты) - а он находит в себе силы жить дальше и продолжать начатое братом дело, или, вернее, не находит в себе сил - снова, как и тогда, в поезде - покончить со всем разом. И все же это его победа - нести на себе груз, раз уж пришлось его взвалить, тоже требует определенной силы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments