Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"1+1" реж. Оливье Накаш, Эрик Толедано

Говорят, фильм во Франции имеет какой-то немыслимый успех - возникает вопрос, что за публика ходит там в кинотеатры, и та ли самая, что голосует потом на президентских выборах, впрочем, вопрос в известной мере риторический. В российском прокате картину продвигают с такими усилиями, каких не тратят зачастую и на голливудские блокбастеры с участием суперзвезд. Неохота лишний раз думать и говорить о плохом, приятнее было бы рассмотреть картину вне социального контекста - но не получится, вряд ли ведь случайно, что два главных героя сопоставляются не только по принципам больной-здоровый, пожилой-молодой, богатый-бедный, но прежде всего - белый-черный, и никуда от этого не уйдешь, да если бы авторы хотели уйти - ушли бы, стало быть, таков исходный замысел.

Парализованный ниже шеи в результате неудачного полета на параплане богатей (франсуа Клюзе) ищет себе помощника, при том что у него в особняке штат обслуги и без того немаленький. На собеседование заявляется нахальный белозубый негр-уголовник с единственным и нескрываемым расчетом - получить подпись на справке, чтобы с двумя другими такими же подписями иметь право на пособие. Вместо этого богач негра нанимает, ну и, как водится, черпает от него и уроки жизни, и жизненную энергию. Почему-то предполагается, что энергичность чернокожего жулика, лентяя, хама и, называя вещи своими именами, ублюдка, должна вызывать умиление - у меня она вызывает омерзение. Жалко, такие поделки не обсуждаются в "Закрытом показе" вместо "Райских птиц" и "Одной бабы" - там бы "1+1" в момент разобрали с оглядкой на Ницше и Шпенглера, как аллегорию умирающей старой Европы, которой черные и всякие другие иммигранты придают новый импульс, хотя от паралича излечить ее и не в состоянии.

Паралитика в африканце устраивает в первую очередь то, что тот относится к нему без жалости, без скидок на его недееспособность. В самом же негре открывается бездна талантов - от художественного (смекнув, как хорошо продаются абстрактные полотна, он тут же принимается малевать, а бога пристраивает его мазню за бешеные тыщи и все до копейки отдает, естественно, новоиспеченному "творцу") до спортивных, а кроме того, негр быстро наводит в доме порядок, всех строит, и помощниц шефа, и его приемную дочь (своих детей-наследников у паралитика нет, в то время как у негра - пропасть родни, таких же уголовников, как он сам), и дочкиного бойфренда, всем дает просраться и понять, как надо себя вести, как одеваться, что думать и где гулять - его деятельность и в этом направлении воспринимается как нечто само собой разумеющееся, позитивное и благотворное. Классической музыки вот, от коей богач без ума, негр не понимает, в лучшем случае слышит в ней мелодии из рекламных роликов - но авторов (предполагается, что зрителей тоже) восхищает в нем и это: ну как же, свежая кровь, свежая культура, все старье - долой с парохода современности.

В сущности, кино при всей его художественной посредственности, очень честное: это не болезнь, это диагноз, и диагноз, верно поставленный. Другое дело, что обострение болезни, агонию, клиническую смерть авторы воспринимают и подают как выздоровление - но это уже вкусовой, точнее, идеологический момент. Единственное, с чем можно поспорить всерьез - с предложением порадоваться тому, как больная старуха Европа из последних сил пытается в параличе получить удовольствие от присутствия веселых витальных дикарей в ее никчемной жизни.

Образ благородного дикаря в европейской и, в частности, французской культуре возник не в связи с развитием либерализма, толератности и торжества прав человека до такой степени, что живущим в Европе африканцам дозволено побивать женщин камнями, ибо сие соответствует их собственным культурным нормам, которые имеют приоритет перед навязанными и чуждыми им европейскими понятиями - правозащитная идеология таким образом уже несколько десятилетий пожирает сама себя и скоро ее ожидает заворот кишок, но образу упомянутому - лет триста по меньшей мере, если отсчитывать от литературы Просвещения. Вот только негр из "1+1" какой-то уж очень неблагородный - самое обычное животное, вместо интеллекта - инстинкт, вместо морали - страх.

И то, что животное сильнее человека, что оно всегда выходит в противостоянии с человеком, как с более слабым, победителем - вполне естественно, тут европейские либералы демонстрируют достойное внимания единодушие с православными фашистами, взять хотя бы Н.С.Михалкова, чья "Цитадель" в других масштабах и на другом материале описывает ту же самую модель взаимоотношений. Или вот "Дирижер" еще одного православного режиссера Павла Семеновича Лунгина - прекрасный пример аналогичного подхода: чем существо биологически примитивнее - тем оно более живучее, а организмам посложнее надо приспосабливаться, опрощаться. Правда, Лунгину и даже Михалкову у французских коллег есть чему поучиться - до такого бесстыдства им далеко, и с рудиментами вкуса надо что-то делать, он же мешает добираться до сути. Зато у православных есть музыка митрополита Иллариона, а французам приходится в очередной раз пользовать фортепианные сочинения Сати - и как их самих не тошнит (Сати и еще Пярт - два последних прибежища бездарных режиссеров, у которых нет ни единой свежей мысли за душой, приходится прикрывать отсутствие музыкальным фиговым листком).

Выстраивая параллельные ряды: белый - богатый, но больной, старый, беспомощный, а также мнительный, неуверенный в себе, с одной стороны, и черный - бедный, но здоровый и молодой, не знающий сомнений и при всей простоте своего устройства хитрый, наглый, чувствующий себя во всем хозяином положения - авторы вроде бы стремятся показать, как эти параллели, пересекаясь, удачно дополняют друг друга. Но дебет с кредитом у них не сходится. Простая вроде арифметика в теории, однако ж при сложении двух натуральных единиц величина получается отрицательная. Выдуманная, высосанная из пальца (даром что "на реальных событиях" будто бы основанная в данном конкретном случае) мультикультурная идеология и в кино не убеждает, а уж по жизни остопиздела многим в Европе хуже горькой редьки, и только прекраснодушные мечтатели-интеллигенты продолжают дудеть в старую дуду, воспевать дружбу народов и ждать, пока пролетарии возьмут дела в свои руки. Возьмут, дайте срок - кино тогда уж не поснимаете в свое удовольствие. Впрочем, мы пока тоже не вагонетки с углем в уральских рудниках толкаем, а смотрим ихнее интеллигентское говно, в мягких креслах сидя, шампанское нам под это дело наливают (французское, кстати, шампанское - я на спец-показе от "Черешневого леса" сподобился с описанным кинопроизведением ознакомиться), да и отчего же напоследок не выпить, раз наливают пока что.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment