Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Чикагский симфонический оркестр в БЗК, дир. Риккардо Мути

Событие больше политическое, чем культурное, и уже поэтому сомнительное. На первый из двух концертов я не ходил, но зато накануне был на выступлении квинтета солистов чикагского оркестра в Рахманиновском зале, где слушал не столько музыку, сколько совершенно несносный пиздеж, сначала от консерватории (с пафосными придыханиями, сдобренными бородатыми анекдотами), затем от оркестрантов, прежде всего в лице Альберта Игольникова - этот скрипач (в квинтете он был первой скрипкой, а в оркестре я его с трудом обнаружил среди вторых) рассыпался признаниями в любви России, ленинградской консерватории, где учился, а заодно и московской: по-русски, но с таким акцентом, как будто не говорил на родном языке советских евреев последние лет тридцать (хотя может и действительно не говорил - а с кем, если в американском оркестре, где практически нет, что меня поразило, афроамериканцев, пруд пруди китайцев и вообще азиатов) - фальшь его словесного выступления едва ли перекрывалась нарезкой из Моцарта (две части кларнетового квинтета), Брамса (одна часть из аналогичного квинтета) и "Листком из альбома" Вагнера, который все тот же Игольников не только сам переложил для камерного состава (о чем рассказывал в подробностях еще более никчемных, чем о своей ленинградской юности), но и сам переназвал "Сном о любви".

В первый вечер с Мути оркестр играл "Космическую одиссею" Смирнова, сюиту Нино Рота к фильму Висконти "Леопард" и 5-ю симфонию Шостаковича - на такую программу я не пошел бы, даже если б вместо Мути дирижировал вставший из гроба Караян, и при всех официальных и неофициальных восторгах, доносившихся с разных сторон, даже официозные и совершенно безмозглые "Новости культуры" в перерывах между репортажами о том, как педофил всея руси и Медведев с Медведицей освящали кронштадтскую новостройку и о вернисаже художника, всю жизнь до смерти любившего матушку-Волгу, сквозь зубы процедили, что, должно быть, подготовленную публику репертуар чикагского коллектива мог "несколько расстроить". На следующий день все-таки предлагали Рихарда Штрауса, пусть очень раннего, в комплекте с Франком, и снова Смирнова. Чем заслужил этот "представитель московской композиторской школы" такой чести, что его два вечера подряд впаривали - загадка сия велика есть, сочувствую тем, кому пришлось слушать эту беспомощную, глубоко провинциальную и вместе с тем претенциозную музыкальную графоманию по второму разу ("московскую композиторскую школу" Смирнов давно представляет на Западе, и, видимо, так хорошо представляет, что обратно отголоски его тамошних успехов не доносятся).

"Смерть и просветление" Рихарда Штрауса в исполнении Чикагского оркестра под управлением Мути покоробила меня неуместной гладкостью, зализанностью каждой фразы, и еще какой-то шарманочной певучестью вместо попытки философского, аналитического осмысления партитуры. Впрочем, оркестру соорудили такую подзвучку, что, может, я напрасно грешу на музыкантов. Тем более, что когда Мути приезжал дирижировать "Доном Паскуале" Доницетти, я ходил на его генеральную репетицию и получил несравнимо большее удовольствие тогда, нежели теперь от концерта:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1000332.html?mode=reply#add_comment

Во втором отделении - симфония Франка с ее навязчивой, кочующей из одной части в другую попсовой темой, и на бис увертюра к "Силе судьбы" Верди - ну это уже дело вкуса, я выдержал с трудом. Перед началом выходил Бэлза, говорил про "перезагрузку".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments