Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Респиги в "Новой опере", Шуман и Прокофьев в Колонном зале, Прокофьев в БЗК

После нескольких вечеров подряд с провинциальными музыкальными театрами можно конкретно расстроить слух, но концерты уикенда дали хорошую "настройку" надолго вперед. Хотя Респиги - это, конечно, композитор, которого не было. Удивительно - творил в разные периоды жизни в различных стилях, и в каждом остался вторым сортом. А уж оратория "Христос", обнаруженная двадцать лет назад в архивах (истории с открытием "неизвестных шедевров" вообще всегда вызывают подозрения) - правильное, однообразное, неживое сочинение на час с копейками для трех мужских голосов, хора и оркестра. Его уже исполняли в рамках "крещенской недели", но тот концерт совпал с более важным событием в КЗЧ, а сейчас его повторили днем, и не пойти было бы глупо, хотя при вполне достойном оркестре и хоре (дирижировал Анатолий Гусь) сама по себе партитура не оставляет по себе никаких эмоций, никаких впечатлений вообще - она нельзя сказать что пустая, скучная или уродливая, она просто абсолютно бесцветная и, несмотря на то, что написан опус на евангельские тексты, музыкально бессодержательная (в этом смысле Респиги еще хуже, чем митрополит Илларион - того хоть на смех поднять можно). Прожектора и дым оказались излишни - только раздражали лишний раз, а ничем пустоту не заполнили.

Концерт Оркестра де Пари под управлением Пааво Ярви в Колонном зале (в рамках фестиваля Ростроповича) - совсем иное дело, хотя можно спорить если не о качестве исполнения, то о подходе дирижера и солистки. Концерт-симфонию для виолончели с оркестром играла американская Алиса Вайлерштайн, в день своего 30-летия играла, в ярко-красном платье, как будто в занавеску сельского дома культуры завернутая. Платье мешало ей и отвлекало публику, а учитывая, что девушка в Москве выступала впервые, стоило, наверное, виолончелистке и о костюме подумать, не только собственно о музыке. Один из последних крупных опусов Прокофьева - материал уникальный инеблагодарный: концерт-симфония - музыка сложная, и не только для исполнения, но и для восприятия, нервная, тревожная, конфликтная, с лучами света, не без труда, постепенно пробивающимся сквозь мрак, и при всем том - композиционно не самая совершенная оркестровая вещь величайшего композитора, если, конечно, понимать под совершенством классическую ясность, внятность мысли и целостность замысла (в целом Прокофьеву в высшей степени свойственные). Мне показалось, что солистке не хватило уверенного самоощущения в этом материале, она слишком "старалась", боролась со своей партией, и даже если одержала победу, то не без потерь для себя, то есть для произведения в целом. Особенно удалась ей вторая часть, энергичная, но с лирическим средним разделом. В первой, по-моему, девушка не чувствовала себя уверенно, хотя ближе к финалу все вроде выровнялось. Что бесспорно - оркестр первоклассный, и в Прокофьеве, и в Шумане - на высоте. По поводу Шумана можно дискутировать, так ли его Первая ("Весенняя") симфония безмятежно солнечна и сладка, как ее подал Пааво Ярве с оркестрантами, в их варианте Шуман предстал больше классицистом, чем романтиком, в меньшей степени это касалось увертюры "Манфред", открывавшей первое отделение и предварявшей Прокофьева, а симфония во втором прям-таки гимном жизни прозвучала - но это уже дело вкуса, хорошо или плохо, во всяком случае, у дирижера и Оркестра де Пари вышло убедительно. С оркестром изначально должен был выступать вокалист и петь Рихарда Штрауса, но он отпал, и сильно заранее - не везет что-то нам пока с вокалистами на фестивале Ростроповича, ни разу не застали, не считая Зарембы и Бреуса в "Египетских ночах", да и то в формате репетиции. Заремба, надеюсь, споет отдельную программу 21-го во Дворце на Яузе, причем в дневном концерте - может, тогда удастся компенсировать все пропуски, но надо еще дожить.

А открытие Пасхального фестиваля удалось на диво, начиная с того, что со сцены не звучало ничего, кроме музыки Прокофьева (не считая "Гопака" Мусоргского - инструментального биса солиста) - никаких пафосных речей, вообще никаких слов. И программа подобрана безупречно: Первая ("классическая") симфония в первом отделении прекрасно "зарифмовалась" с Пятой во втором (у Прокофьева, как у Чайковского, 1-я и 5-я симфонии отлично идут в комплекте), а между ними - Первый фортепианный концерт, плюс на бис - марш из "Трех апельсинов", тоже в тему: все сочинения, в разные периоды написанные, объединяет приподнятый настрой, который меня всегда приводит в состояние эйфории, и прежде всего 1-й концерт. К сожалению именно концерт несколько выбивался из общего тона: для 20-летнего Даниила Трифонова эта партия - задача пока еще повышенной сложности, технически относительно простые эпизоды у него вышли манерными, а трудные дались ему с такой натугой, что радость, заложенная автором, была уже не в радость, Прокофьева же можно играть и слушать только тогда, когда он звучит легко и свободно, играючи, а не как упражнение на выносливость. Но тут и на Гергиеве есть грех - зачем надо было задавать такой быстрый темп, особенно в финальном эпизоде, когда возвращается главная тема - здесь все слилось в такую невнятицу, что уже невозможно было добраться до сути. Зато Первая симфония у Гергиева прозвучала изящно и тонко (слегка подавлял чересчур большой состав оркестра - наверное, так надо было для телеверсии, чтобы эстрада казалась заполненной, но для должного исполнения Классической симфонии хватило бы половины струнной группы от той, что сидела на сцене, избыток "струн" придал ей ненужной тяжеловессности), и безупречно - 5-я, которую Гергиев играл на закрытии предыдущего Пасхального фестиваля в Доме музыки, но что он выдал в БЗК, не идет ни в какое сравнение даже с поправкой на разницу акустических условий залов Дома музыки и консерватории. Восхитила отдельно вторая часть - ее легче легкого запороть дирижеру даже очень осторожному, а Гергиев имеет обыкновение бросаться в партитуру, как в омут с головой, но неожиданно именно во 2-й части 5-й симфонии (я потом дома послушал еще и в телеверсии, которая шла с опозданием на три часа) у него получилось выигрышно, внятно и полновесно подать каждый голос в оркестре, одновременно гармонизируя их в безупречно ровной выделки музыкальную ткань. То же касается и 3-й, лишенной ярких внешних эффектов части, и финала - я, честно сказать, не ожидал подобного и надеяться не смел.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments