Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Искусство есть искусство есть искусство" в Музее современного искусства

Выставку Марьям Алакбарли, целиком занявшую первый этаж музея, я пробежал, не притормозив ни у одной работы - возможно, кто-то и сочтет эти гуаши и акриловые картинки в духе детского примитива в своем роде милыми, но я бы даже так про них не сказал. Поспешил выше - с прошлого сентября постоянная экспозиция современного искусства на год перестроена по определенному концептуальному плану, при том что некоторые вещи вполне узнаваемы и уже были представлены в том же музее раньше.

В принципе, как проект, как опыт это любопытно - объединить разные по стилю и по времени создания произведения, сгруппировав их по определенным темам и мотивам (типа: дом, страх, сон, комментарий к произведению как самостоятельное произведение и т.п.). Какие-то разделы интересны именно с точки зрения того, как они устроены - "комната страха", скажем, представляет собой "лабиринт", застеленный матами, где почти в кромешной тьме, подсвеченной точечно (предлагается использовать экраны мобильников) можно наткнуться на полотно Пиросмани, рисунок Пикассо или карандашный мужской портрет Малевича - а можно и не наткнуться, уж очень темно, стараешься на ногах устоять, до рисунков ли тут Пикассо. В "портретной галерее" на третьем этаже работы развешаны нарочито скученно, а в "домашней обстановке" можно, если есть желание, прилечь на кровать и пощелкать пультом от телевизора, попереключать каналы.

Проблема в том, что при такой концептуальной и отчасти интерактивной структуре именно структура и оказывается в центре внимания как мега-арт-объект, а отдельные произведения, ее составляющие, теряются - все-таки среди них не так много безусловных шедевров. Конечно, когда заходишь в зал и видишь картину Олега Целкова "Двое", уже неважно, в каком контексте она представлена, она сама по себе превосходна. Как автопортреты Малевича и Анисфельда в коридоре третьего этажа. Как еще несколько если не выдающихся, то хотя бы занятных предметов, вроде трехмерных инсталляций из серии "Они внутри" (ящички с картонными интерьерами, в которых пляшут на поперечном плазменном экране их мультяшные обитатели, Хиль-Трололо, например), конструкции из трехлитровых банок с тряпками внутри, пейзажа Рабина, отдельных вещей Пригова, Айдан Салаховой с ее дешевой, но провокативной игрой в мистическую исламскую символику и т.д. В то же время мне не кажется убедительным при любой концепции соседство графики Кирико с живописными полотнами Ткачева "почвеннической" (я бы охарактеризовал ее грубее и определеннее) тематики, городских пейзажей Иогансона с объектами Гороховского.

Вне всяких сомнений, место в музее современного искусства должно найтись всему, ну кроме, может, Ткачевых (потому что это вообще не есть искусство и уж тем более не современное: Шилова бы еще повесили - тоже ведь "современный художник"), а так - Иогансон и Кирико под одной крышей могут ужиться, но лучше, если каждый в своем углу. Для них же лучше - так было бы понятнее, откуда и куда современное искусство шло, какими непростыми, непрямыми путями плутало, и где на сегодняшний момент оказалось. Замечательный, допустим, автопортрет Константина Зефирова куда уместнее смотрелся бы рядом с его пейзажами, автопортрет Малевича - с его графикой и т.д. Да, пусть это традиционно, пусть "скучно" - зато сразу видно, где значительное произведение, где посредственное, а что можно смело снять со стены и отправить поглубже в подвал. Валить же все в одну кучу, объединяя механически под общие темы, разных и по стилю, и по уровню, и по месту в истории авторов - бесполезно как минимум, толку от этого немного, а путаница большая. В разовых проектах - можно, хотя это уже и не оригинально, в Европе повсюду только так и поступают, но в постоянной музейной экспозиции, даже если она "временно постоянная", на один год рассчитанная, так делать точно не стоит.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments