Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

бывало, он еще в могиле, ему записочки несут: "Дирижер" реж. Павел Лунгин

Все я могу как-то понять, кроме одного: кой черт занес поначалу Костю Богомолова на этот проект? И даже не как он туда попал, а что собирался там делать, каким этот опус вышел бы, если б результаты работы Богомолова над фильмом не огранчилось участием Дарьи Мороз в роли второго плана и Андрея Сиротина в невнятном, никчемном эпизоде? Потому что в том виде, в каком "Дирижер" доведен до состояния одобренного синодом духовного и эстетического совершенства Лунгиным он представляет собой настолько типичный образчик деятельности (необязательно творческой) последнего, что подключение сюда режиссера совсем иного склада и взглядов на жизнь кажется просто нелепой случайностью, представить, что "Дирижера" делал бы кто-то, помимо Лунгина, сейчас невозможно.

У Лунгина среди множества его последних произведений уже был очень похожий опыт - "Ветка сирени", где условный Рахманинов (героя Евгения Цыганова по фамилии не называют, и только из некоторых обстоятельств биографии можно догадаться, о ком идет речь) подвергается испытанию на патриотизм. Опыть оказался до такой степени неудачным, что фильм, при статусе Лунгина как официально ответственного за русскую духовность от еврейско-интеллигентского стана, не вышел в прокат ни единой копией, а был показан лишь по ТВ. Телепремьера "Дирижера" состоялась прямо во время продолжающегося его проката - во как заторопились православные, как их припекло в радении за духовность, и все обстоятельства говорят за то, что картина продвигается самым настойчивым образом. Между тем "Дирижер" как произведение собственно кинематографическое - не просто слабая вещь, это, в сущности, не совсем кино, это такой киноперформанс, сюжетно и визуально оформляющий совсем другое сочинение, ораторию "Евангелие от Матфея" митрополита Иллариона.

Деятели ВКПб-КПСС, конечно, тоже пользовали труд творческих работников беззастенчиво, но товарищ Жданов, учивший Ахматову писать стихи, а Шостаковича музыку, по крайней мере, не сочинял сам и уж тем более не втюхивал свои сочинения публике. Бонзы РПЦ в этом смысле всегда (такова, кстати, традиция этой церкви, она возникла не сегодня, просто в контексте современной культуры смотрится уж особенно дико) предпочитали, как северокорейские революционеры, опираться на собственные силы: архимандрит Тихон снимает кино, митрополит Илларион пишет музыку. Собственно, уж коль скоро фильм Лунгина не имеет прямого отношения к кинематографу, то оратория Иллариона к музыке - тем более. Ну возомнимл себя церковный чиновник Моцартом (что характерно - не Чайковским, не Рахманиновым!), ну наклепал прорву якобы "боговдохновенных" сочинений на уровне хорошиста композиторского отделения саратовской консерватории, ну записал их православный дирижер Владимир Теодорович Спиваков со своим оркестром, а православный режиссер Павел Семенович Лунгин на основе этой записи сварганил видеоклип часа на полтора, додумал нехитрых сюжетов на "духовные" темы, освоил бюджет, благо на что другое, на это денег не жалеют, и все довольны, ну мало ли сейчас православного говна изо всех щелей лезет? Но ведь "Дирижер" - это не "Мы из будущего-2", не голая пропагандистская агитка, тут претензии на некое "высказывание" с подтекстом. Иначе бы главную роль, наверное, исполнил какой-нибудь проверенный человек из числа членов "патриаршьего совета по культуре", Сергея Безрукова типа (возраст можно подделать, Безрукову не привыкать стать работать в гриме), а не подозрительный инородец.

Владос Багдонас у Някрошюса играет Отелло и Фауста, у Жолдака - Веничку Ерофеева. У Лунгина его персонаж - дирижер Вячеслав Петров, увлеченный своей работой и невнимательный к людям, начиная с музыкантов и заканчивая собственным сыном. Сын сначала, уйдя из дома, жил на Гоа, потом перебрался в Израиль. Накануне выступления в Иерусалиме Петров получает оттуда известие, прилетает с солистами раньше срока и в наркоманском сквоте, где обитал его Саша в последнее время, обнаруживает на столе накрытое простыней тело сына, как говорят его друзья-наркоманы, повесившегося из-за долгов, потому что отец отказал ему в материальной помощи. После некоторых препирательств между подругой Саши и его остальными дружками Петров получает в подарок (за что должен выделить деньги на похороны) последнюю Сашину картину, на которой изображен мертвец, списанный, как видно, с отца.

То, что мертвец в этой истории - именно отец, а не сын, и что ему предстоит "воскреснуть" для новой жизни, понятно еще до того, как Петрову и зрителям станет известно о смерти Саши и ее обстоятельствах. Но тут и картина, и сцена на кладбище, где с главным героем, таким жестким и уверенным в себе происходит что-то невообразимое (в истерике он говорит своему помощнику, что не смерти боится, но мертвецов ненавидит), и как бы "открытый" финал (под конец, почитав записку сына с запоздалым признанием, отправляется на могилку с ответным письмом) и беспрерывно звучащая за кадром и в кадре заунывная подделка митрополита под западно-европейскую классику. Любимый актер Лунгина в третьей части "Шапито-шоу" играющий, по сути, пародию на самого себя, формулирует то, на что в "Дирижере" Лунгину понадобилось столько усилий, с такой предельной простотой, что взрыв хохота на пресс-показе фильма при этой фразе я помню до сих пор: "Помолился - и полегчало!"

Параллельно развиваются несколько побочных сюжетов. В семейной паре (Карен Бадалов и Инга Оболдина) нет лада, православная жена ревнует, неверующий муж волочится за другими бабенками и прямо в самолете знакомится с паломницей, направляющийся в монастырский тур (Дарья Мороз). Нездоровый и не оправившийся после аварии, в которой потерял семью, певец, опасается увольнения. Возникающий почти случайно персонаж по имени Дима (Андрей Сиротин) живет с женой без венчания - православная коллега в лице героини Оболдиной склоняет его к тому, что надо повенчаться (ей-то венчание вроде не больно помогло). Между тем невесть откуда взявшийся араб-шахид, снаряженный на свой "подвиг" отцом, готовится взорвать себя на людном базаре - при взрыве погибает паломница.

Символика сюжета и без того прозрачна, но постоянный, навязчивый саундтрек делает события условные и персонажи аллегорические прям-таки смехотворными, невозможно воспринимать их хоть сколько-нибудь всерьез - уроки Достоевского, усвоенные механически и без всяких понятий об элементарном художественном вкусе, дают только такие результаты. Лучший, по-моему, момент этого кина - реплика Карена Бадалова в самолете, когда его герой подкатывает к "паломнице": "У меня жена православная, поневоле становишься атеистом". И действительно, когда тебе с утра до ночи срут в мозг православием, автоматически включается защитная реакция. Ну что касается лично меня, если уж я стараниями советской пионерии атеистом не сделался, то православные, Бог даст, тоже в этом не преуспеют. Но дело не в том, что вещи, "Дирижеру" подобные, оскорбляют, помимо эстетических, также и религиозные чувства. Я еще думал - может, ради такой порции духовности канал "Россия" откажется от стяжательства и обойдется без рекламных пауз? Ни хуя, запузырили аж три громадных блока, и с коммерческой рекламой, и с анонсами своих фашистских новостей, а также "праздничного" интервью педофила всея руси, и чтоб уж для полного комплекта, с блямбами сериала "МУР" прямо поверх фильма вместе с илларионовой ораторией. Какие плоды принесет это "Евангелие от МУРа" в долгосрочной перспективе - любопытно было бы посмотреть. Думается мне, что за пять-десять лет такой агрессивной и тупой пропаганды православные евреи заебут своей духовностью русскую скотину до такой степени, что та по старой привычке побегут дырявить соборы с журналом "Безбожник у станка" за пазухой, не уверен я только, что у этой проклятой Богом страны есть в запасе еще десять лет или хотя бы пять.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments