Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Ксения Петербургская" В.Леванова в РАМТе, реж. Наталья Шумилкина

Хотя я и повторяю каждый раз, что РАМТ - единственный театр, куда идешь без опаски, но в данном случае сомнения меня терзали: что будет делать в одной афише со Стоппардом пьесе бессмысленной и нескладной пьесе Леванова, к тому же давно поставленной в Алексанринке и уже дважды показанной в Москве:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1666026.html?nc=8#comments

Но если с фокинского спектакля мы в свое время убежали - он без антракта, но мы не досидели до середины, - то рамтовская постановка, не претендуя на многое, оказалась и интереснее, и сложнее по замыслу, хотя в чем-то на первый взгляд проще: все решено через эстетику балагана, скоморошества, и юродство "блаженной" Ксении - тоже проявление скоморошества. Дальше уже можно накручивать, что в эскападах юродивой идет от святости, что от безумия, а что от желания выпендриться, но во всяком случае, ни ладаном, ни серой от нее не веет: героиня Татьяны Матюховой - несчастная вдовица, заигравшаяся и забывшая себя, полоумная травести, и святость ее - такая же травестированная.

От александринской версии рамтовская выгодно отличается отсутствием агресии и пафоса, хотя художественно-постановочное решение (элементы оформления сцены, точнее, "черной комнаты" - печка-комод да тележка, костюмы и грим - клоунские), с одной стороны, придает пьесе, состоящей из отдельных картинок-"клейм", стилистическую целостностью, с другой, делает спектакль эмоционально монотонным. Встречи героини с любовницей покойного мужа, с поэтом Тредьяковским, покушающимся на самоубийство, с еще одной "христа ради юродивой" (второстепенные персонажи возникают из хора, состоящего всего из пяти артистов, Виктор Панченко, Алексей Блохин и другие играют все остальные роли, кроме заглавной), исполнены примерно в одном ключе и на одинаковом градусе эмоций, без надрыва, но и без попытки проникнуть в суть образа. При яркой, острой и внятной внешней форме в спектакле не проявляется искреннего интереса к постижению, ни тем более к развенчанию, демистификации (что было бы особенно интересно и смело сегодня) мифао о некой полоумной трансухе, которую православные, вроде бы столь нетерпимые на словах к любому отклонению от "норм" в вопросах половой идентификации (и в Петербурге прежде всего!), провозглашают образчиком нравственности и человеколюбия.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments