Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

выставка "Эпоха светлого завтра" в галерее "Москва"

Галерея "Москва" - не художественная, а торговая, на первом этаже одноименной гостиницы, хочется сказать "бывшей", потому что современный магазин с эскалаторами, стеклянными витринами в неоновой подсветке и дорогими шубейками в них к аутентичной "Москве" отношения не имеет.

Наверное, об аутентизме говорить и неуместно в контексте выставки, представляющей как бы ненастоящую Москву и ненастоящий СССР, а мифологию 30-х годов материальных объектах и трехмерных фотоинсталляциях. Но как и в фильме "Шпион" (а выставка и кино в этом смысле очень точно друг другу соответствуют по духу) эта вымышленное прекрасное вчерашнее "завтра" на выставке подается, во-первых, как нечто реальное, а во-вторых, как исключительно светлое.

Можно ведь, в принципе, и мифологию нацистской Германии в подобном формате реконструировать - через великий нацистский кинематограф, музыку, фотографию, через огромный и мало кому знакомый сейчас в хоть сколько-нибудь адекватном объеме (я и себя не исключаю, тоже мало знаю) грандиозный, при всех возможных оговорках, проект Третьего Рейха. Но даже если вообразить, что кто-нибудь где-нибудь взялся за это - уж наверняка бы не обошлось без арт-объектов с колючей проволокой, действующих моделей газовых камер и душераздирающих фотографий еврейских детишек - ничего подобного, ни следа от ГУЛАГа, ни упоминаний о репрессиях, ни заморенных голодом украинцев, ни сосланных калмыков и проч., нет в варианте "светлого завтра", только бодрые песни, яркие плакаты, прекрасные виды, оригинальные архитектурные проекты.

Кое-что действительно забавно - плакат "Пьющий школьник учится хуже, чем непьющий" (кто бы мог подумать!), "наши дети не должны болеть от поноса" (стало быть, все-таки болели, пили и болели, вот тебе и светлое завтра!), много занятных архитектурных эскизов, фотографии-зарисовки из жизни 1930-х годов типа "Артисты Большого театра СССР изучают устройство пулемета". Так называемая "комната вождя" не производит большого впечатления, импровизированный кинотеатр, где крутятся фрагменты из картин 1930-х годов (установлет старый кинопроектор, но кино показывают с цифрового носителя), зато лазерный тир даже я оценил. Правда, рассчитан он не на меткость, а на скорострельность - если палить без передыху, то можно перебить все бутылки за отведенное время без больших усилий. Безумная фея разбила только 5 нарисованных компьютером бутылок, а я - 27.

Среди прочих интерактивных услуг посетителям предлагается напечатать на раздолбанной пишущей машинке донос в НКВД - ксерокопированные бланки прилагаются. Печатаю я хорошо, а машинки, на которых нас тренировали в школьном УПК (три года секретарских курсов, диплом с отличием - пускай двадцать лет назад, но мастерство же не пропьешь), недалеко ушли от тех, на которых стучали в 1930-е годы - заправил бланк и настучал:

Мы живем под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца...

В телефонных трубках звучит "голос вождя" (Сталин почему-то не работал, я услышал только Ленина, толкующего про Белу Куна и венгерскую революцию), а также "голос врага" (наверное, Гитлер - но кто именно говорит по-немецки, непонятно, может и Геббельс), и "голоса друзей" (в наушниках рации"). В "политехническом" аспекте выставка, то есть, до некоторой степени любопытная, в историко-культурологическом - более чем сомнительная. Посмотришь на "доску почета", где в одной и той же рамке согласно компьютерной программе изображение Любови Орловой сменяется портретом Лаврентия Павловича Берии - и оторопь берет.

Но коль скоро проект носит в первую очередь прикладной характер и служит для дополнительного продвижения фильма в прокате, фишка выставки еще и в том, что в инсталляции и фотоколлажи среди физиономий деятелей 1930-х годов вписаны персонажи Бориса Акунина в исполнении Бондарчука и Козловского. Все мое недоумение по поводу роли Акунина в этой, мягко говоря, двусмысленной "шпионской" интриге исчерпалось еще при просмотре фильма в кинотеатре - насколько я понимаю, огромные усилия и траты на рекламу ожидаемого успеха не принесли, но это неважно, о художественном качестве произведения менее всего можно судить по зрительской реакции, не говоря уже про коммерческую отдачу. Я не думаю, что цели, которые ставились перед создателями фильма и выставки, чисто коммерческие - впереди новая большая война, русским понадобятся миллионы готовых жертвовать собой ради "великих идей" пешек. Самое время тренироваться на турнике, искать шпионов, воспитывать в себе боевой дух, изучать устройство пулемета, сносить лишения, тяготы, пытки. Кстати, я между делом подумал, что в НКВД не догадались пытать молчанием - для безумной феи было бы кстати: ее бы заставляли молчать, а она, поскольку ей это нестерпимо, еще скорее бы все про всех рассказывала.

А то, что сегодня русским "пешкам" вместо коммунизма втюхивается православие - не принципиальное различие, как раньше стояли очереди в Мавзолей к Ленину, так сейчас стоят в Храм Христа Спасителя к т.н. "поясу Богородицы", а завтра скажут поклониться бабе с веслом - русские поклонятся, русским лишь бы кланяться и жизни свои никчемные за идею отдавать, все равно какую и все равно кому. Собственно, именно к такому выводу и наводит выставка в галерее "Москва", где интерактивная игра в поиск шпиона (за успехи начисляют баллы и обещают подарки) посреди витрин иностранных бутиков. Хочется скорее побежать завербоваться в ЦРУ, ну может, ни в диверсанты, не получится из меня диверсанта (диверсанту полагается действовать точечно, а я бы предпочел, чтобы Россия и русские исчезли в одночасье и без остатка), то хотя бы информатором. Никакими секретами я не владею, но все, что знаю, готов безвозмездно сообщить куда следует, лишь бы коммуно-православно-фашистское "светлое завтра" не наступило никогда.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment