Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Жила-была одна баба" в "Закрытом показе"

Когда у Гордона начинают плести всякую ерунду про фильмы действительно стоящие, вроде "Мелодии для шарманки" Муратовой или "Кочегара" Балабанова, делается тошно и противно, но если обсуждают какую-нибудь хрень вроде смирновской "Бабы" - можно и посмотреть ради смеха. Фильм я видел прошлым летом:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2075771.html?nc=7#comments

целиком пересматривать не стал, да и по времени не получалось - захватил последние полчаса. Но дискуссией насладился вполне - шоу в лучших традциях "Закрытого показа": Басинский, Вишневский, Архангельский, то есть весь цвет русской интеллигенции с Гордоном во главе, на фоне которого белой вороной казался Юрий Поляков (это как же надо построить драматургию программы, чтобы Поляков сошел за человека здравомыслящего? а вот поди ты, в сравнении с остальными высказываниями поляковские казались лучом света в темном царстве) до хрипоты спорили не столько о кино, сколько о судьбе матушки-Руси, заранее договорившись, что "одна баба" - и есть Россия, аллегория, то есть, прости, Господи. Кстати, в студии обнаружился православный батюшка, и что даже для меня, ко многому привычного, оказалось полной неожиданностью - не в числе защитников фильма и не среди противников, а непосредственно в съемочной группе: раньше, значит, приглашали консультантов из КГБ для "Семнадцати мгновений весны", теперь зовут "батюшку", чтобы разобъяснил насчет духовности, а заодно, глядишь, если уж не камеру "святой водой" окропил, то придал опусу определенный статус, более значимый, нежели обычное художественное высказывание.

Я еще когда смотрел кино на фестивале, заметил, что вопреки всем либерально-интеллигентским заморочкам Смирнова фильм его вышел на сто процентов соответствующим православно-фашистской идеологии, с той лишь разницей, если сравнивать, скажем, с "Утомленными солнцем-2", что Михалков коммунистов и православных отождествляет (и кстати, надо отдать ему должное, очень последователен в этом начиная с первых своих фильмов: для Михалкова главное, что его герои стоят за "святую Русь", а православная ли эта Русь на текущий момент или коммунистическая, принципиального значения не имеет, то есть она православная в любом случае, а мелочи вроде цвета флага, формы герба или слов гимна - дело десятое, флаг легко перекрасить, гимн переписать), а Смирнов жестко противопоставляет.

Мне тут между прочим подумалось, что у Смирнова и Михалкова вообще очень много общего, гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Начиная с того, что оба - дети советских "литературных генералов" и отцы новорусских кинематографисток, хотя пока Анна Никитична вовсю снимается у Авдотьи Андреевны, Андрей Сергеевич Никите Сергеевичу, надо думать, "руки не подает". Оба считают себя патриотами, и оба выпустили - и оба на бюджетные деньги, раз уж пошел такой разговор - по многочасовому эпическому полотну, один про гражданскую войну, другой про Вторую мировую, где оба, опять-таки, попытались осмыслить исторические процессы в религиозных или, формально говоря, мифопоэтических категориях. Поразительно схожи и результаты, итоги, выводы того и другого - как художественные (оба фильма - невозможная чушь, только у Михалкова - относительно смотрибельная и в своем идиотическом уродстве местами забавная, местами даже трогательная, а у Смирнова - невыносимо занудная), так и идеологические ("рука Всевышнего отечество спасла", то есть по Смирнову - как бы не совсем спасла, но сохранила, как Китеж-град, до лучших времен). При этом по жизни они как бы оппоненты, да еще какие непримиримые, со стороны Смирнова уж точно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments