Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"То, что ее заводит" реж. Яннике Систад Якобсен в "35 мм"

15-летняя Альма живет в благопристойном, но скучном и однообразном норвежском захолустье. И постоянно думает о сексе. Это, в общем, нормально - когда ж еще думать о сексе, как не в 15 лет. Правда, Альма думает о сексе с мальчиками, с девочками, со взрослыми мужчинами, звоник в службу "секс по телефону", ворует порножурналы. Православные ее бы мигом линчевали, но по меркам норвежской "социальной демократии" Альма - девочка как девочка. И все бы ничего, но мальчик Артур, который ей нравится, на деревенской дискотеке, когда они вышли попить пива, расстегнул ширинку и ткнул в ее своим стоящим членом, тоже мальчик как мальчик. А после того, как Альма рассказала об этом подружкам, стал уверять, что ничего не было и все она придумала. Альма превратилась в изгоя по прозвищу Член-Альма.

Хорошее, неглупое, со вкусом сделанное кино, только простоватое, несмотря на то, что девичьи сексуальные грезы акварельно вписаны в реальный сюжетный план, а мысли героини иллюстрируются черно-белыми стоп-кадрами. Если "То, что ее заводит" - вариация на тему "Над пропастью во ржи", то чересчур девчачья и по направленности, и по уровню мышления; если норвежская версия "Города призраков" - то недостаточно богатая на фантазию; если парафраз "Чучела" - то лишенный настоящего трагического противоречия в подтексте. Для "глубокой" социально-психологической драмы фильму не хватает необходимой в таких случаях насупленности, жесткости, да и натуралистических деталей (чтоб далеко не ходить за примером: "Зимняя кость" - там все "как надо") - слишком легко разрешаются все трудности: съездила Альма в город к своей знакомой студентке, спел ей там песню под гитару студенткин сосед по общаге, взрослый и привлекательный парень, так она мигом поняла, что комплексует понапрасну. Стоило вернуться, а уже и Артур в нее влюблен, и мама, которую до сих пор больше волновала оплата счета за телефон, чем сам факт, что дочь-подросток звонит в сексуальный сервис, неожиданно предлагает ей поехать в Италию на недельку, даже соседка-грымза, хоть и шпионка, а добра девочке желает.

Образ главной героини (она, как ни странно, настолько милая, симпатичная, что непонятно: раз ей так уж секса хочется - в чем проблема-то?) еще более-менее развит, но остальные лишь намечены, хотя там есть куда двигаться: мать-одиночка находит себе мужчину; идейная подружка, единственная, кто нарушает объявленный Альме бойкот, мечтает поехать в Техас, побороться там против смертной казни, а пока что пишет письма приговоренным, но до поры складывает в ящик стола; ее дружок, еще более идейный, настолько, что отрицает социальные условности вроде душа и дезодоранта, а на лицемерие "социальной демократии" отвечает курением травы, тоже хочет свалить, да все хотят свалить, и все, проезжая мимо таблички с названием городка, демонстративно показывают ему "фак". Ну это они, допустим, зажрались, но коль и впрямь невмоготу жить - ехали бы себе, но фильм не столько бунтарским, пускай псевдобунтарским пафосом наполнен, сколько настроен на компромисс. Впрочем, так лучше, просто для европейского кино, да еще достаточно неплохого качества, очень уж непривычно. А может и впрямь кое-кто из европейских киношников в ум пришел и заметил, что жить на всем готовом, курить траву, выпивать, думать о сексе и при случае заниматься им, а между делом бороться на длинной дистанции против смертной казни в Техасе и других вопиющих нарушений прав человека по всему миру - совсем недурственно?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments