Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Михаэль" реж. Маркус Шляйнцер (новое кино Австрии в "35 мм")

Как никогда жалко было уходить с середины, но я заранее себя настроил, к тому же содержание и развязку знал заранее - был один показ фильма летом на ММКФ, я его тогда пропустил (и тоже осознанно, он совпадал с еще одним важным сеансом), а надежд на выход в прокат нет никаких. Тем не менее только из нынешнего буклета австрийского фестиваля - в публикациях ММКФ это обстоятельство вроде бы не освещалось - я узнал, что режиссер "Михаэля" прежде работал на кастинге актеров-детей у Михаэля Ханеке. Момент любопытный, учитывая, что сделана картина в эстетике, близкой к Ханеке, подчеркнуто объективный, бесстрастный взгляд на проблему, от которой у многих крыша едет (на самом деле мифы, связанные с так называемой "педофилией", навязываются искусственно, и обязательно в комплекте политическими спекуляциями, разного толка фашистскими идеологами, а на бытовом уровне воспринимаются всерьез только недоразвитыми, в основном среди цивилизационно неполноценных сообществ типа русских) и показывает взаимоотношения скромного лысого очкарика-менеджера с мальчиком лет примерно 10-11, которого он держит в подвале для удовлетворения своих сексуальных потребностей.

Потребности, судя по целомудренному почти до непристойности видеоряду, у героя минимальные - можно наблюдать, как он после посещения подвала моет член в раковине, да и то не наблюдать, а опять же скорее догадываться. С другой стороны, мальчик живет неплохо - подвал оборудован всем необходимым, а иногда его вывозят на прогулки в парк. Иное дело, что такая модель взаимоотношений (вспоминается "Коллекционер" Фаулза, но там похожая схема реализовывалась более традиционно, кроме того, в австрийском варианте не раскрывается предыстория, как мальчик оказался в подвале). Тем не менее зажравшийся маленький белый европеец своей судьбой недоволен (при том что большинство щенят из третьего мира могут лишь мечтать о чем-то подобном и готовы продаться с потрохами, да не на каждого русского или арапчонка находится платежеспособный покупатель, а в России и вовсе монополия на свежее мясо принадлежит православным - Кирилл как раз вот таких, как в "Михаэле", одиннадцатилетних предпочитает). Как он обварил своего старшего товарища кипятком из чайника, я уже не увидел, но это сыграло ключевую роль в развязке - герой разбился на машине, после похорон его родня обнаружила дверь в подвал, а дальше - тишина.

Но интересна картина, конечно, в первую очередь не тем, чем занимается главный герой в подвале, а тем, как он живет вне подвала. На первый взгляд - нормально живет, ходит на работу в офис, общается с матерью, даже какие-то случайные связи с женщинами бывают. Разве что в автокатастрофы слишком часто попадает - дважды за полуторачасовой фильм, в первый раз героя сбивает машина, когда он идет покупать заболевшему мальчику лекарство в аптеку, приходит он в себя в больнице, ему делают томографию, а мальчик тем временем сидит в подвале и сам о себе заботится - самостоятельный и на удивление живучий попался мальчик. Но, стало быть, не удовлетворяют Михаэля ни женщины, ни работа. Чисто "ханекевский" мотив "скрытого" возникает как фантом неизбежно, и не так важно, кто и что скрывает, важно, что благостная видимость обманчива.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment