Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

базар-вокзал мечты: 25-летие театра-студии п/р Олега Табакова

С первой до последней минуты вечера, номинально посвященного 25-летию театра-студии под руководством Олега Табакова, меня не покидало ощущение, что празднуется юбилей не "Табакерки", а ее создателя. Безусловно, Табаков и его театр связаны неразрывно, к тому же дело происходило в здании МХТ, хотя, опять-таки номинально, это другой театр (фактически об этом уже, кажется, никто не помнит), но, например, не так давно на куда более солидном в арифметическом исчислении юбилее, 90-летии, РАМТа, за весь вечер ни разу не произнесли со сцены имя художественного руководителя. И дело не в скромности или в недооценке заслуг - это вопрос "всего лишь" вкуса и такта. Кто же станет отрицать достижения Табакова, его значение, его роль в жизни театра - как и им созданного, так и МХТ, и театра в принципе? Но ведь и Бородин за последние годы вывел свой театр в лидеры - однако его достижения говорят сами за себя, без дополнительной "демонизации". Однако так уж повелось - не срабатывает по-другому, без культа личности. А там где есть один культ, там появляются, отпочковываются и другие, помельче. И вот выступающий на моей памяти впервые в подобной роли Капков (формально, опять-таки, "Табакерка" - заведение на муниципальном балансе, в отличие от федерального МХТ) попросту не вспоминает в своем спиче про "Табакерку", а поздравляет исключительно и персонально Табакова. Ну а Марк Захаров - не одного Табакова, но и Марину Зудину, отдельно от труппы театра, но в комплекте с его руководителем. И опять-таки - Зудина, брезгливого отношения к которой определенной части "истеблишмента" лично я совсем не разделяю, как и не переоцениваю ее актерских достижений - по факту, нравится кому-то или нет, одна из ведущих актрис табаковского театрального "холдинга", ну и, кроме всего прочего, жена худрука - но для чего это обстоятельство, всем известное и не всеми принимаемое с эйфорией, столь навязчиво подчеркивать? Коль скоро отмечается круглая дата с момента основания театра - в центре внимания должен оказаться театр в целом, а не конкретный человек, пусть даже его роль в жизни этого театра всегда, с начала и доныне оставалась определяющей. Вдобавок к культу личности возникают мотивы типа "и если надо, "Табакерку" отстоим" - так в одном из номеров пели, а разве надо отстаивать, разве кто-то нападает? Что за привычка вечно - то под Москвой умирать, то "Табакерку" отстаивать, почему нельзя спокойно, уверенно, весело делом заниматься, а непременно требуется грудью кидаться на амбразуру?

Впрочем, Табаков не производит впечатление человека тщеславного и способен, должно быть, воспринимать похвалу, а тем более откровенную лесть, с иронией и самоиронией. К тому же при всей "статусности" мероприятия с недавним юбилеем Табакова, куда я даже не пытался соваться (благо все прекрасно и относительно оперативно показали по телевизору), его не сравнить, там Медведица в зале сидела, теперь она, видать, постепенно отползает обратно в берлогу, а поздравительные адреса "Табакерке" зачитывал даже не министр культуры, а его зам (министр, насколько я понимаю, тем временем повышал своим присутствием статус фестиваля имени Ростроповича - тоже дело хорошее), что очень кстати приглушало пафос славословий. Куда труднее воспринимать с иронией выступление Александра Градского с песней "Как молоды мы были", которая в полтора раза старше театра-юбиляра и достала, я думаю, всех - это уже что-то просто неприличное, ну ладно когда на юбилее Зельдина заводит Градский свою шарманку (дедушка старый, ему все равно), но тут оно совсем ни к чему. Равно как и явление Башмета с Мацуевым - в зале также присутствовал Цискаридзе, но тот, по крайней мере, не танцевал на сцене, а Мацуев играл, сначала "Музыкальную табакерку" Лядова, без аффектации и довольно прилично, а потом пустился изображать джазмена - и деваться некуда было. Башмет с гордостью заметил, что играет дуэтом с концертмейстером своей "Новой России" без репетиций, хотя гордиться этим, по-моему, не стоит, особенно когда и так слышно, что без репетиций - но нестройно исполнив тягомотный барочный дуэт для скрипки и альта, Башмет на удивление складно и остроумно заговорил, про Табакова тоже, но отчасти и про себя, заметил, что только что с самолета, играл на вокзале в Сочи, до этого на вокзале в Ницце, но это не значит, что только на вокзалах теперь и выступает. Кстати, не сказал, а может и не вспомнил впопыхах Юрий Абрамович, что у его собственной телепрограммы "Вокзал мечты" тоже "юбилей". Но и тут он попал прямо на вокзал - на сцене МХТ выстроили декорации в виде перрона и зала ожидания, сквозным сюжетом послужила история пропажи багажа на уровне "базар-вокзал, ты чемоданчик свой забыла, ты чемоданчик свой забыла, ай-яй-яй", а поздравительные номера уже нанизывались на эту конструкцию.

Поздравляли, естественно, "Современник" и "МХТ" (от "Современника" главным спикером выступил Гафт с одним новым стишком про Табакова, и одним очень старым, про актеров; Художественный театр, напротив, продемонстрировал хоровое пение под фонограмму на мелодию куплетов Мэкки-ножа из "Трехгрошовой оперы", идущей в репертуаре Художественного же театра), Школа-студия и Дом актера (хотя Игорь Золотовицкий с тем же успехом мог представить и МХТ, и Школу студию, но предпочел капустнический дуэт в образе голубя; а студенты разыграли довольно смешную сценку про гопников, разглядывающих афиши "Табакерки" и опознающих на фотографиях из спектаклей Адмирала и Высоцкого с Есениным, но недоумевающих, почему так много неизвестного им седого старика и кто он такой, Ельцин или Лесли Нильсен), "Ленком" (в единственном лице Марка Захарова), Театр Наций (в единственном лице Евгения Миронова), Сергей Безруков (от собственного имени в образе персонажа из "Каникул строго режима", с нарисованной под тельняшкой тату: "Не забуду Табакова" на груди и "Табакерке 25" на спине), кордебалет учащихся табаковского театрального колледжа (обозначающий себя как "табачата"), многочисленная саратовская актерская диаспора.

Номера выступавших, если забыть про Градского, были неплохими, связующая конструкция - не так хороша, идею с вокзалом, похоже, изначально не додумали до конца и она в итоге работала со сбоями, то есть актерски все отрепетировали и сыграли, и дамочек, и служащих вокзала, и полицию, и Евгений Миллер с ролью ведущего справился, просто уж очень как-то искусственно, за уши притянуто: театр-вокзал, отправляющий зрителей в нирвану - это надо же... Уж если на то пошло, "Табакерка" в лучших своих спектаклях зрителей, наоборот, из состояния благостного покоя вытаскивает, потому и остается одним из немногих по-настоящему живых, постоянно развивающихся театров. Так вот о театре и надо говорить - можно (и нужно) всерьез, а в каких-то случаях и в шутку, но о театре. А от Табакова не убудет - это величина такая, что лишние причитания вокруг него ему же первому во вред.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment